Найти тему
Джаз.Ру

Альбомы русского джаза. Вячеслав Преображенский «Ещё вчера…» (1991): советский smooth jazz

Константин Волков
для «Джаз.Ру»

Обложка альбома
Обложка альбома

Альбом, записанный в 1990 г., вышел на Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия» в конце 1991 г. в последние месяцы её существования в качестве государственной монополии издания аудиозаписей в СССР как сольная работа саксофониста Вячеслава Преображенского и назывался «Ещё вчера…» Это была одна из первых на отечественной джазовой сцене попыток играть что-то вроде зарождавшегося в те годы «смут-джаза» — несложной, доступной самому массовому слушателю инструментальной поп-музыки, стилистически связанной с джазом. На этом альбоме Вячеслав Преображенский (1951-2017) играл не только на теноре, на котором ранее солировал в оркестрах Олега Лундстрема и Анатолия Кролла, но и на редком сопранино-саксофоне, а ключевым стилистическим элементом оказалось решение записать не живые барабаны, а синтезированную партию электронных ударных, что решительно склонило общий саунд альбома в сторону поп-музыки.

Вячеслав Преображенский (фото © Александр Забрин)
Вячеслав Преображенский (фото © Александр Забрин)

СЛУШАЕМ: фрагмент альбома Вячеслава Преображенского «Ещё вчера…» (Мелодия, 1991) — «Колыбельная моря» (Юрий Маркин). Партия инструментального вокала: Вячеслав Назаров

Единственным полностью джазовым солистом на альбоме (если не считать вокалистки Ирины Отиевой, записавшей вокальную партию в одном треке) был сам Преображенский, который выбрал из авторских сочинений Вячеслава Назарова, Юрия Маркина, сибирского вибрафониста Игоря Уварова и других авторов весь музыкальный материал для пластинки.
СЛУШАЕМ: фрагмент альбома Вячеслава Преображенского «Ещё вчера…» (Мелодия, 1991) — «Не играй с огнём» (Игорь Борисов). Партия инструментального вокала: Ирина Отиева

Часть соло в стилистике фьюжн исполнил гитарист Ринат Шаймухаметов. Аранжировщиком материала выступил Владимир Фёдоров, работавший тогда в оркестре «Современник» у Анатолия Кролла. Ныне он доцент Российской Академии музыки им. Гнесиных, второй дирижёр учебного джаз-оркестра РАМ «Академик-Бэнд». Он же запрограммировал все партии электронных ударных, записал часть клавишных партий и все партии бас-гитары.

Владимир Фёдоров
Владимир Фёдоров

Специально для «Джаз.Ру» Владимир Фёдоров рассказал об этой работе с Преображенским:

— Он сразил меня тем, что пришёл на запись совершенно готовый и в студии ничего не искал — я имею в виду, эмоционально. Это сейчас можно было бы все аранжировки подготовить дома и дома же подготовиться к записи. В 1990-м таких технологий ещё не было. Дома я мог бы по тем временам предъявить Славе только электронные барабаны, а вся аранжировка рождалась уже в студии. Это была интересная работа — наверное, первая в нашей стране попытка сделать общедоступную музыку джазового характера. Носителем джазового элемента на этой пластинке, конечно, выступал Преображенский: если убрать живой саксофон, то не будет никаких признаков джаза. Он интересно играл в этой записи на теноре, но мне даже более интересна была его игра на сопрано. Это ещё и интересная звукорежиссёрская работа: звукорежиссёр Юрий Гриц применил при записи саксофонов ритмизованную задержку и сложную реверберацию, что позволило создать новое звуковое пространство…

Однако 1991 г. оказался не лучшим моментом для выпуска этой работы. Всего через год советские государственные сети распространения продукции фирмы «Мелодия» прекратили существовать, эпоха винила стремительно покатилась к закату, и пятитысячный тираж альбома оказался почти не распродан. В 1992 г. бурные изменения в жизни страны привели Преображенского, который оказался не готов встраиваться в «дикий рынок» начала 1990-х, к мысли об эмиграции. Остаток жизни (Вячеслав умер в 2017 г. в возрасте 66 лет) он провёл в Швеции: немного выступал, немного записывался, немного преподавал музыку, но на жизнь последние два десятка лет жизни зарабатывал как владелец небольшой компании грузоперевозок в Ворбю, пригороде Стокгольма.
СЛУШАЕМ: фрагмент альбома Вячеслава Преображенского «Ещё вчера…» (Мелодия, 1991) — заглавный трек «Ещё вчера…» (Игорь Борисов), за несколько месяцев до выхода альбома использованный в мультфильме «Соло для Луны и волка» (1990)

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!