Найти тему
Ошибки выживших

Как мы 4 года запускали digital-автоклуб

__________________________________________________________________________________________

Это первая серия интернет-сериала "Ошибки выживших".

Это истории настоящих героев про то, как хорошо ошибаться.

__________________________________________________________________________________________

Привет, я Рома Доронин.

Идет 2014 год.

Я трекер заочного Акселератора ФРИИ. Я именно тот человек, который пинает молодые IT компании в нужную сторону. Я решаю открыть свой стартап.

Во всем мире гремит тренд уберизации.

Я делаю Uber для эвакуаторов.

В комбинаторную оптимизацию мы немножко понимаем, как делать мобильное приложение понимаем, делаем свой Uber.

Закажите эвакуатор в нашем приложении одной кнопкой. А дальше уже мы свяжемся с исполнителем, направим его к вам, спишем с карточки стоимость, оставим комиссию и выплатим вознаграждение эвакуаторщику.

В июне 2016 года мы въезжаем в новый офис.
В июне 2016 года мы въезжаем в новый офис.

Спустя пару месяцев работы я сажусь считать цифры и понимаю, что расходы больше, чем доходы.

Мы не учли одно отличие эвакуаторов от такси. Их вызывают примерно в тысячу раз реже.

Мы с командой расширяем географию и подключаем дополнительные услуги.

В следующие несколько месяцев мы подключим эвакуаторы практически по всей России, сделаем службу поддержки, консультации юристов и механиков. В общем, подключим целую кучу доп услуг, чтобы поднять средний чек.

Через какое-то время я опять сажусь за отчеты и понимаю, что экономика все равно не сходится. Мы продаем один рубль за 75 копеек.

На проект нужны деньги. Мои сбережения к этому моменту уже заканчиваются. Мы зарабатываем, но катастрофически мало.

Я занимаю у друга три с половиной миллиона рублей, а чуть позже дядя дает еще миллион.

У нас очень маленький процент покупок от переходов. Ну не возникает у тебя ситуации, когда эвакуатор нужен чаще, чем раз в три года. Стоимость привлечения, срок жизни клиента, возвраты все эти цифры просто кричат: “Закрывайся”.

Мы ищем способ дешевле гнать трафик, привлекать больше заказов за меньшие деньги.

Вдруг мы понимаем, что размещение наших офисов на Яндекс.Картах и Google Maps драматически поднимает нас в поисковой выдаче.

Когда ты ищешь эвакуатор в Митино, поисковик сначала выводит карту, потом платный трафик с рекламы, а потом уже все остальное. Все, что нужно сделать это разместить тысячи офисов чуть ли не на каждой улице городов присутствия и ждать заказов.

Я прошу команду разработки сделать бота, который бы создавал несколько сотен страниц в Яндекс.Картах и Google Maps по огромному количеству адресов.

Да, фейк и обман. Но нам срочно нужно научиться зарабатывать.

Проходит около года.

Благодаря взлому карт становится значительно больше заказов. Это, правда, не значит больше денег. Скорее больше стресса.

У клиентов постоянно что-то происходит. Они истерят, визжат в трубку. Поддержка вечно нервничает. Наши первые сотрудники в колл-центре это здоровые мужики, которые все понимают в машинах, эвакуаторах и ПДД. А тут нужно оказать психологическую помощь, успокоить взволнованную даму она в дороге где-то застряла и самое главное сказать ей что-то приятное, что все будет хорошо. И только потом по делу. А они ей про карданный вал, а она на них кричит… Сложно. Потом эта дичь, перемещается в твою жизнь, становится частью тебя.

За два года мы увеличили географию, увеличили средний чек, сформировали адекватный контакт центр, хакнули карты и научились привлекать клиентов за небольшие деньги.

Все равно операционно мы шли чуть ниже нуля. Никакой сверхприбыли или хотя бы просто прибыли…

Идет 2016 год.

Я решаю полностью отключить разовую оплату и сделать подписочную модель.

Хотя, кажется, даже термин такой подписочная модель появится много позже.

Мы сделали карточки от 1 500 руб. до 5 000 руб., которые включают в себя разные пакеты услуг автоподдержки на определенный период.

21 декабря 2016 года очередная партия подарочных коробок отправляется нашим счастливым клиентам.
21 декабря 2016 года очередная партия подарочных коробок отправляется нашим счастливым клиентам.

Карточки покупают. Хорошо покупают. Прям очень хорошо.

Со временем мы понимаем нам нужны не любые клиенты, не просто люди с улицы. Нам нужны конкретные когорты, которым мы будем продавать подписку.

Мы ведь общаемся с клиентами, много общаемся. Мы понимаем, что есть например, отцы или мужья, которые дарят своим дамам машины, а вместе с ними и наши карточки.

Получается, наша задача найти больше людей, у которых дочка или жена получает права. Спустя много лет это покажется очень странным, как мы сразу не догадались. Ведь мы всегда знали, что наши клиенты это в основном девушки.

Получается нужно искать мужей или отцов. Но предлагать им не просто эвакуатор или автоюриста. Нужно предлагать им ценность совсем другого порядка по совсем другой цене.

С этого момента мы даем мужчинам ещё один способ позаботиться о своем близком человеке. Выразить свою любовь и заботу понятным для себя и довольно практичным способом. Что бы ни случилось с вами в дороге вы можете позвонить и вам помогут.

Одновременно с увеличением продаж, мы ищем способы снизить расходы и стресс операторов колл-центра.

У нас, как и в любом бизнесе, наверное, есть условно 20 черных дней в году, когда у тебя выпал снег и ну очень много страховых случаев. Поддержка ожидаемо падает.

Мы начинаем общаться с клиентами в Telegram, это значительно ускоряет поддержку. Делаем разных ботиков, которые проводят первичные опросы. Это очень круто ускоряет и облегчает работу поддержки.

Внезапно к нам приходит покупатель бота для контакт центра. L’Oréal.

Им нужно сделать на сайте ассистента, который бы автоматически отвечал на вопросы посетителей и экономил время поддержки.

Каким-то чудом про наших ботов узнают в других компаниях и начинают поступать заказы. Еще, потом еще и еще.

Идет 2018 год.

Мы закрываем компанию.

Если бы я мог купить 30 своих эвакуаторов по Москве я бы нашел способ их окупать.

Но посредническая история все равно работала плохо. Эвакуаторщики маргинальные слои населения. Они все время пытаются тебя обмануть.

Мы выполняем последние обязательства по проданным карточкам, рассчитываемся с исполнителями. Все, EORA это больше не Enterprises Of Road Assistance. Это Artificial Intelligence, Machine Learning & Data Science, но это уже совсем другая история.

__________________________________________________________________________________________

Это первая серия интернет-сериала "Ошибки выживших".

Это истории настоящих героев про то, как хорошо ошибаться.

__________________________________________________________________________________________