Найти тему
Троянская Кляча

В гости к Дягилеву, Бродскому и Стравинскому. Что я увидела на на кладбище Сан-Микеле в Венеции

Так выглядит остров-кладбище Сан-Микеле в утренней дымке
Так выглядит остров-кладбище Сан-Микеле в утренней дымке

Никогда раньше не думала, что на кладбище можно ходить не на похороны, а с какими-то иными целями. И, страшно сказать, получать от этого удовольствие. Оказалось – можно.

Впервые я взглянула на кладбища с иной стороны в Чехии, когда попала в Костяницу – церковь, где все внутренние интерьеры выполнены из человеческих костей. И прогулялась среди окрестных могил.

Больше всего погост напоминал ветхий музей со множеством мраморных статуй. Поросшие мхом и лишайником, в свете уходящего солнца они казались живыми.

Рассматривать их лица можно бесконечно. Они словно вовлекают посетителей в безмолвный диалог, в котором достаточно просто смотреть – между мертвыми и живыми слова не нужны.

Дальше были итальянские кладбища, маленькие, шедевральные, населенные мраморными изваяниями, место которых – в лучших выставочных залах. И кладбища в Иосафатовой долине в Крыму. О них будет отдельный рассказ.

А пока отправимся на короткую прогулку в Венецию, на о. Сан-Микеле, в гости к Дягилеву, Бродскому и Стравинскому.

Сан-Микеле – это остров-кладбище, по утрам выплывающий призрачным кораблем из морской туманной дымки. А по вечерам тонущий во тьме с последними лучами солнца без единого огня. Только что был остров – и все, растаял в ночи вместе со всеми обитателями.

Добраться до острова можно только по воде. Здесь есть причал, и сюда часто заходят венецианские лодки-маршрутки – вапаретто.

Слева - причал на острове. Справа - лестница к кладище от центральных ворот.
Слева - причал на острове. Справа - лестница к кладище от центральных ворот.

Сам остров небольшой, обнесен высокой оградой с кованными воротами, очень старыми. Внутри – лавочки под деревьями и дорожки, ведущие к могилам и стене с урнами.

Там на удивление легко дышится. Нет тяжелого и сырого духа венецианских каналов, гула толпы, мусора и посторонних запахов. Только шум моря, солнечный ветер и шелест голубиных крыльев, которое постоянно перелетают с места на место.

Могила Иосифа Бродского
Могила Иосифа Бродского

Посетителей очень мало. Мы видели нескольких пожилых итальянских донн, навещавших своих любимых. Они приносили цветы, на несколько минут замирали с молитвой возле могил, проводили руками по оградке и сразу уходили на причал – ждать вапаретто.

Мы дошли до могил Сергея Дягилева, Иосифа Бродского и четы Стравинских – Игоря и Веры, второй жены композитора. У Стравинских на могилах – обычные плиты с выбитыми латиницей именами и годами жизни.

У Сергея Дягилева – небольшой мемориал, на котором лежит и висит множество пуантов, от маленьких детских до взрослых. Вот такой знак признательности - хотя умер Дягилев почти век назад - в 1929 году!

Новых пар нет – видно, что все принесенные пуанты уже отслужили долгую балетную службу. Можно только гадать, участниками каких спектаклей им довелось стать.

Обратите внимание на розовый детский пуант, лежащий на мемориале
Обратите внимание на розовый детский пуант, лежащий на мемориале

Интересный факт: могилу Иосифа Бродского посещают наши соотечественники. Посмотрите на фото – на могиле не только цветы, но и наш Тульский пряник, очевидно, привезенный сюда намеренно.

Удивительно, но Сан-Микеле - это не место скорби, как наши кладбища, где ощущение неотвратимости тяжело давит на плечи и сжимает виски.

Здесь – какое-то иное измерение, в котором открываются простые истины. Как пуста суета, как бессмысленны ссоры, как чудесен мир вокруг. И как дорого каждое мгновение жизни – здесь и сейчас. Когда вы читаете эти строчки, а я их пишу.