Классики Союзного государства
Белорусы - «народ, издревле нам родной»
Александр Пушкин знал и любил Беларусь, проехал по ней сотни километров, здесь рассказали ему о людях, ставших прообразами героев его произведений
Пушкин и Беларусь. Чего общего? - удивятся многие. Поэт дважды проезжал через Беларусь. Первый раз это случилось в 1820 году, по пути в ссылку в Кишинев. В подорожной поэта были указаны города Полоцк, Витебск, Орша, Чесерск, Могилёв. Это сотни километров, десятки встреч с людьми, и не только на почтовых станциях, но и с публикой, зачитывавшейся его произведениями.
В 1824-м Пушкин опять оказывается в Беларуси по пути из Одессы в Михайловское. В Могилеве, по воспоминаниям офицера Александра Распопова, ему устроили триумфальную встречу.
«6 августа 1824 года, когда перед манежем полковая музыка играла вечернюю зорю, а публика, пользуясь праздничным днем и приятною погодою, гуляла по Шкловской улице, проезжала на почтовых, шагом, коляска; впереди шел кто-то в офицерской фуражке, шинель внакидку, в красной шелковой, русского покроя рубахе, опоясанной агашником. Коляска поворотила по Ветряной улице на почту, я немедленно поспешил вслед за нею, желая узнать, кто приезжает. Смотритель сказал мне, что едет из Одессы коллежский асессор Пушкин».
Вскоре прибежали офицеры, подхватили Пушкина на руки и через центр города донесли его до квартиры Распопова.
По свидетельству современников, Пушкин очень заинтересовался архитектурой Могилёва. Гулял, заходил в Иосифовский собор.
Из Могилёва поэт проехал в Оршу, Витебск и Полоцк. 8 августа он остановился в деревне Колпино Витебской губернии, где беседовал с крестьянами и даже читал им свои стихи. Это ли не свидетельство уважения и любви к народу - простому, но мудрому?
Есть предположение, что в Витебске поэт мог навестить служившего там отца своего друга Александра Дельвига.
Представления Пушкина о Беларуси углубились благодаря его общению с Адамом Мицкевичем и художником Валентием Ваньковичем, который в 1827-м начал писать его портрет.
Вот еще факт: Павел Нащокин рассказал Пушкину о белорусском дворянине Островском, ставшем прообразом Дубровского.
Белорусские интонации звучат в речи одного из персонажей «Бориса Годунова» Варлаама. Пушкин мог перенять их у своего управляющего? белоруса Осипа Пеньковского.
В 1835-м в журнале «Современник» Пушкин опубликовал рецензию на Собрание сочинений Георгия Конисского, которого называл «великим архиепископом Белоруссии» и «одним из самых достопамятных мужей минувшего столетия». Деятельность владыки Георгия, изображенного, кстати, на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде, в значительной мере пришлась на то время, когда Беларусь находилась под игом Польши. В 1762 году владыка Георгий во время коронации в Москве был принят Екатериной II. Он «принёс ей», как писал Пушкин, «тихие сетования народа, издревле нам родного, но отчуждённого от России жребиями войны».
Современные исследователи пытаются обнаружить связь предков поэта с Беларусью. Исходят из того, что изображенная в гербе Пушкиных рука с мечом на голубом фоне означает, что его предки были родом из Беларуси, - такая же рука есть в гербе города Мстиславля. Предком поэта в этом случае считается «Григорий Пушка, который в XIII в. вышел из Новогорудка», то есть города в Гродненской области.
В Белоруссии бывали и потомки поэта. Здесь служил его сын Александр. В селе Дубовка Могилёвской губернии жила и умерла внучка поэта Наталья Александровна Воронцова.
Благоговейное отношение Пушкина к творчеству национальных поэтов Беларуси, как и его неравнодушие к судьбам «народа, издревле нам родного», символизирует прочность уз, связывающих два народа.
Ольга АЛЕКСАНДРОВИЧ
Материал дан в сокращённом виде. Хотите полную версию - пишите в комментариях.
© "Союзное государство", № 3, 2013
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!