Найти тему
the mysterious world

Секреты того, как российские ударные вертолеты попали в Австралию, раскрыты 20 лет спустя

Российские военные вертолеты, похожие на эти, были куплены правительством ПНГ в 1997 году, чтобы подавить восстание.
Российские военные вертолеты, похожие на эти, были куплены правительством ПНГ в 1997 году, чтобы подавить восстание.

Свалка Дарвина кажется бесславной точкой для захватывающей истории, в которой участвуют российские вертолеты, наемные солдаты спецназа и падение премьер-министра на грани военного восстания.Но события, которые привели к тому, что два вертолетных вертолета Ми-24 были тайно захоронены в секции опасных отходов полигона Шоул-Бей, до сих пор оставались загадкой.

Документы кабинета министров за 1998 и 1999 годы, опубликованные Национальным архивом, в некоторой степени объясняют эти любопытные события.

У северного соседа Австралии, Папуа-Новой Гвинеи, возникли проблемы с подавлением сепаратистского движения на Бугенвиле, которое переросло в полномасштабный конфликт, унесший в конечном итоге десятки тысяч жизней.

Разочарованный неудачными попытками пригласить лидера повстанцев Фрэнсиса Ону на мирные переговоры, премьер-министр ПНГ сэр Джулиус Чан принял замечательное решение нанять британскую частную военную фирму Sandline International для помощи в подавлении сепаратистского движения.

Сделка на 50 миллионов долларов, подписанная в январе 1997 года к ужасу тогдашнего правительства Говарда, предполагала, что иностранные наемники прилетят, чтобы подавить бугенвильское восстание, используя подержанное военное оборудование.

Но два месяца спустя, 27 марта 1997 года, Австралия согласилась на запрос правительства PNG принять на хранение оборудование, купленное PNG у Sandline.

«Правительство PNG было обеспокоено поставкой оборудования в PNG в неопределенных политических обстоятельствах, которые преобладали в то время», - написал тогдашний министр обороны Джон Мур в своем конфиденциальном представлении кабинета министров.

Это было преуменьшение.

Сэр Джулиус столкнулся с гневными общественными протестами и мятежом своей армии. Дело Сэндлайна ускорило конец его поста премьер-министра к июню и отставку нескольких министров.

Но Австралия неохотно стала хранителем двух российских боевых кораблей Ми-24, построенных в 1983 году, вооруженных пулеметами, а также двух транспортных вертолетов Ми-8 (построенных в 1972-73 годах, как было сообщено Кабинету министров) и связанных с ними боеприпасов.

Это включало, как сообщил Мур кабинету министров, боеприпасы, ракеты класса "воздух-поверхность", ракетный взрыватель, сигнальные патроны и инициаторы.

Это был настоящий тайник.

Все это было доставлено в RAAF Tindal, недалеко от Катерины, самолетом Антонов-124, зафрахтованным Sandline.

Построенные в России ударные вертолеты Ми-24 Hind прибыли на базу ВВС Великобритании Тиндал в 1997 г.
Построенные в России ударные вертолеты Ми-24 Hind прибыли на базу ВВС Великобритании Тиндал в 1997 г.

Но что с этим делать?

Кабинету министров сообщили, что пулеметы и ракетные установки, прикрепленные к вертолетам, были классифицированы как «военное оружие» и могли храниться только на территории оборонных сооружений.

Но военная инспекция боеприпасов в декабре 1998 года показала, что ракеты и взрыватели были главной проблемой. Согласно сообщению кабинета министров, ракетные двигатели «подвергались значительной кадмиевой коррозии», что делало их опасными для всех, кто с ними соприкасался. Их безопасность не могла быть гарантирована после декабря 1999 года.

1 мая 1999 года Билл Скейт, сменивший сэра Джулиуса на посту премьер-министра PNG, объявил, что достиг соглашения с Sandline. PNG выплатит компании 13,3 миллиона долларов США четырьмя частями в течение 12 месяцев, и все непоставленное оборудование будет считаться собственностью Sandline.

Тогдашнему министру иностранных дел Австралии Александру Даунеру сказали, что PNG отказывается от права собственности на вертолеты, боеприпасы, ракетные блоки, боеприпасы и все остальное.

Кабинет министров хотел уничтожить боеприпасы, но хотел, чтобы «Сэндлайн» выкупила половину стоимости в 32 000 долларов, что в конечном итоге было согласовано.

Остается немаловажный вопрос о четырех российских вертолетах, которые занимали какое-то ценное пространство внутри RAAF Tindal, чувствительной военной базы.

Кабинет министров решил обвинить Sandline в неудобствах в надежде, что это «усилит давление на Sandline, чтобы найти приемлемого покупателя или отказаться от вертолетов».

Документы кабинета показывают, что терпение в отношении Sandline и ее корыстных методов было на исходе.

За 20 лет пребывания на базе RAAF в Тиндале, вертолеты сильно испортились.
За 20 лет пребывания на базе RAAF в Тиндале, вертолеты сильно испортились.

«Несмотря на юридические задержки и некоторую негативную огласку, Sandline преуспела в своем набеге на PNG», - сказал Мур Кабинету министров.

«Когда правительство PNG выплатит последний взнос по контракту, Sandline получит в общей сложности 31,3 миллиона долларов за свои услуги.

«Учитывая небольшой объем помощи и материалов, которые PNG получила взамен, вполне вероятно, что прибыль Sandline от этой сделки была хорошей».

Он отметил, что сохранение у компании права собственности на вертолеты продемонстрировало намерение Sandline и дальше получать прибыль от сделки.

«За исключением, возможно, запасных частей, вертолеты не особо удачная покупка», - написал министр.

Но весь эпизод оставил кабинет с кислинкой.

«Спорная репутация Sandline, особенно из-за ее участия в PNG и Сьерра-Леоне, означает, что отношения австралийского правительства с компанией будут подвергнуты особой проверке», - предупредил Мур кабинет.

«Было бы предпочтительнее не публиковать подробности наших переговоров с Sandline, пока проблемы не будут решены».

В конце концов, покупателя на ударные вертолеты Ми-24 найти не удалось.

Ник Кляйне, исполнительное управление по утилизации отходов и капитальных работ города Дарвина, на вершине утилизации вертолетов.
Ник Кляйне, исполнительное управление по утилизации отходов и капитальных работ города Дарвина, на вершине утилизации вертолетов.

Возможность нового дома в Дарвиновском музее авиации была отвергнута, когда было обнаружено, что вертолеты советских времен были пронизаны асбестом.

В июле 2016 года вертолеты поместили в транспортный контейнер и незаметно доставили к мысу Дарвина.