В начале своего долгого правления индийский король Ашока, казалось, станет одним из величайших завоевателей в истории. Вместо этого, проливая реки крови, захватывая и расширяя сферу своего влияния, он сделал что-то гораздо более необычное и примечательное — он почти искоренил насилие.
Этот шаг был более эффектным, учитывая его происхождение. Его дед, Чандрагупта, обладал силой, с которой необходимо было считаться всем соседям.
Блестящий воин, Чандрагупта командовал группой наемников на службе у Александра Македонского, прежде чем свергнуть индийское царство Нанда и основать свою собственную династию в 322 году до н. э., которая получила название Маурьев. Он объединил северную и западную Индию, выгнал македонскую армию. Его войско насчитывало 600 тысяч человек, 8 тысяч слонов и 30 тысяч кавалерийцев. Его правление продлилось четверть века, и империя стала самой могущественной на субконтиненте. Король отрекся от трона в пользу своего сына, прежде чем начать поститься, что бы таким образом принять смерть.
В индийском общество укреплялась все более жёсткая кастовая система, во главе которой стояла каста брахманов — класс ведических священников. Хотя Чандрагупта и родился в одной из низших каст, он пригласил к своему двору множество брахманов. Его сын, Биндусара, продолжил завоевания отца и начал свои походы на юг индийского субконтинента - в кровавых битвах он завоевал территорию от плато Деккан до Мискоры, за что получил прозвище "убийца врагов". Хотя он и не смог захватить королевство Калинга на востоке, но, по его словам, он родил 101 ребенка, и назначил старшего сына, Сусиму, своим наследником. Одна из его многочисленных интрижек привела к появлению мальчика по имени Ашока, ребенка, который, казалось, был создан для жизни в нищете и безвестности. Он страдал не только из-за своей кожи, которая была "грубая и неприятная при прикосновении", но так же имел склонность к обморокам и эпилепсии.
Эти страдания сделали его очень злым молодым человеком, говорят, он сжёг целый гарем живьём, когда услышал что там распускаются слухи о его коже. Невысокий и толстый, он полностью полагался на свой ум, сделав союзником главного министра своего отца, с которым он устроил заговор против своих братьев. Стремясь с пользой использовать навыки сына и держать его на расстоянии вытянутой руки, король отправил Ашоку, теперь известного под прозвищем "гневный", на подавление восстания в северо-западной провинции Таксила.
Получив признание себя как героя, Ашока пошёл на создание союзов с двумя горными лидерами Кашмира — настолько успешно, что отец назначил его на должность вице-короля Уйджайна. Там он познакомился с дочерью торговца по имени Деви, убежденной буддисткой, и, вопреки дворцовым условностям, женился на ней по любви, а не по договорённостям. Вернувшись в столицу, наследник Сусима поднял скандал, когда хлопнул первого министра по лысому затылку, преподнося это как шутку. Опасаясь капризов будущего короля, придворные вызвали в столицу его соперника — Ашоку. Бросив детей и жену, Ашока вернулся в столицу и женился на девушке по имени Асангитира, из небольшого королевства к северу от Дели, которую именовал своей королевой. Сусима, тем временем, отправился на подавление очередного восстания в Таксиле.
В 274 году до н.э. король тяжело заболел и приказал наследнику Сусиме вернуться ко дворцу, при этом поручил Ашоке занять его прежнее место в провинции. Для того что бы не допустить этого и остаться в столице в этот критический момент, Ашока притворился больным, и приказал первому министру перехватить послание к Сусиме. Разгневанный, Ашока столкнулся с отцом после этого проишествия, и потребовал что бы его назвали регентом, но сделал это так неожиданно и нагло, что у короля случился эпилептический припадок, в результате которого правитель скончался, так говорят по крайней мере. Когда Сусима, наконец, прибыл в столицу, он обнаружил своего сводного брата, в окружении греческих наемников на крепостной стене. Согласно буддийским преданиям Махаяны, первый министр приказал вырыть ров около восточных ворот, наполнил его углями и прикрыл его с камышом и грязью, соорудив таким образом ловушку наследному принцу. Когда Сусима бросился к неохраняемым восточным воротам, он упал в огненную яму и погиб медленной и мучительной смертью.
В течение последующих четырёх лет , как гласит легенда, Ашока убил всех оставшихся 98 братьев, и пожалел только одну сестру — Виташоку. Окончательно избавившись от других наследников мужского пола, он приступил к подготовке обряда коронации. Во время ритуала он был очищен, помазан и освящён священниками брахманами, которые назвали его "царём божественной власти". Теперь он был физическим воплощением самой Дхармы - космической истины. Он унаследовал титул своего деда — Деванамприя, "любимец богов" а так же царственное имя Приядаси, или "возлюбленный для созерцания", он назначил своего младшего брата вице-регентом. У нового императора было 6 жён и множество наложниц, которые родили 14 детей.
Он быстро захватил власть, оценив положение дел в государстве, доходы казны, переназначил должностных лиц, писцов, наблюдал за военными учениями и даже охотой. Он назначил четырёх принцев на должности наблюдающими за управляющими областями (махаматрами), которые в свою очередь управлял еще одной группой подчиненных им городов, которые управлялись служащими с полномочиями судей.
Первые годы своего правления Ашока правил железным кулаком, он получал ежедневные отчёты о делах в государстве от обширной сети шпионов. Один источник нам рассказывает как он построил "адскую тюрьму", которая снаружи выглядела великолепно, но внутри были заключены "пять агоний" из ада. Он якобы назначил человека по имени Чандагирика на должность главного палача, и приказал ему подвергать заключённых самым изощрённым пыткам до смерти. Несмотря на то, что он любил мясо, и особенно обожал павлина, в 265 году до н.э. под влиянием матери, его первой жены или молодого монаха, который чудом пережил устроенный им "ад", Ашока принял Буддизм. Это был гениальный политический шаг, который позволил ему ещё сильнее подавить власть касты брахманов, просто заменив их на скромных и набожных буддистов.
Он незамедлительно заменил 60 000 брахманов на государственном жаловании на 60 000 буддийских монахов, многие из которых были новообращёнными брахманами. Однако, несколько лет ещё потребовалось для того что бы он принял новую веру серьёзно и отказался от своего любимого павлиньего мяса. Во время этого перехода, на восьмом году у власти, стремясь добиться того, чего не смог добиться его отец, король выступил против постулатов новой веры и вторгся в непокорённое восточное царство Калинга.
Война оказалась гораздо более кровавой, чем он себе представлял. Хотя правителю и удалось подчинить себе Калингу и присоединить её к своему государству, в результате войны погибло 100 000 человек, а от её последствий пострадали ещё 150 000. Даже среди своей славы завоевателя, когда он осматривал свою новую провинцию, усеянную трупами и руинами, человеческие жертвы тронули его до глубины души. Вместо гордости, он почувствовал только горе и стыд.
Он глубже погрузился в буддизм и начал отрицать насилие, так начался второй период его правления - "дхарма Ашоки".
Он отметил эту трансформацию в 260 году до н.э. публичной демонстрацией благочестия — начертанием первого из множества "эдиктов рока", повествующих о его переходе в Буддизм. Позднее они превратились в "Указы о главных столпах" - столбы из великолепного полированного камня, на которых вырезаны надписи, колонны увенчаны львами, быками и слонами, которые сидят на "Колесе нравственного закона".
Король часто проводил три четверти года, разъезжая по своей империи, записывая на каменных табличках свои наблюдения, это был первый письменный язык субконтинента — Брахми, который был разработан для общения на его родном языке правителя — Пракрите. Это давало ему возможность запомнить слова каждого из его подданных.
В ходе этого процесса, он оставил множество философских и душевных размышлений, которые не были отредактированы и изменены.
Одна из его табличек описывает вторжение в Калингу, такими словами: "Крестьяне ведут себя смиренно по отношению к своим друзьям, слугам и рабочим, убиваются на войне и разлучаются со своими близкими". Король добавил к этому: "Это меня очень сильно огорчило. Такое не должно повториться!" После этого он поклялся избегать мыслей о войне и направить всю свою энергию на то, чтобы дхарма развивалась и поощряла будущие поколения к этому же. "Триумф Дхармы превосходит триумф войны".
Так как он был поглощен буддийской верой, идея Дхармы стала для него ведущей, и она прослеживается во всех его делах. Любопытно, что он не стремился притворить в жизнь буддистское понятие дхармы по всей империи, а стремился создать общество, управляемое универсальной силой взаимного уважения и доброты, или как он его понимал: "Все люди — это мои дети". Это была система гражданской этики, а не государственная религия. В одном из своих столпов, он осудил "бессмысленные ритуалы“, равные поклонению религии брахманов, вместо этого поощрял людей проводить ритуалы и обычаи "уважения к старшим" и "хорошего отношения ко всем живым существам", включая рабов и рабочих.
Он настаивал на том, что "следует проявлять сдержанность в деле проповедования веры", добавив, что "человек, который хвалит свою веру и принижает веру других, на самом деле приносит только неприязнь к своей вере". В конце концов, сам Будда говорил, что по выбору, а не по рождению, определяется "кто священник, а кто изгой". Хотя все его действия вызывали отвращение у брахманов, ничто не приводило их в такую ярость, как указ, запрещающий жертвоприношения животных. В указе Ашока даже признался, что, хотя его королевские кухни все еще убивают двух павлинов и оленя каждый день, чтобы приготовить карри, это тоже прекратиться.
Во время этого нового этапа правления, администрация Ашоки очень сильно походила на управленческую систему его деда. Его махаматры путешествовали по империи пять раз в год, что бы удостовериться, что никто из служащих высокого или низкого ранга не использует свое положение в корыстных целях. Когда сын Ашоки, который занимал место вице-короля, был пойман на взятке, его заставили покинуть пост и стать буддийским отшельником. Кроме того при дворе существовала система служащих и чиновников, которые содержались на зарплате, они исполняли различные задачи, от сбора налогов у крестьян, ремесленников и купцов, до исполнения наказаний над провинившимися. Король был строг, но справедлив; не только была отменена смертная казнь, но так же была провозглашена амнистия на его день рождения и годовщину коронации, в результате которой освободили определённые группы заключённых.
В 254 году до н.э. Король послал чиновника быть посредником в споре между буддистами и Ниргрантой, сектой последователей Джаинизма, которые отказывались носить одежду. Когда служащий был убит, Ашока созвал третий буддийский совет в своей столице Паталипутре, чтобы упорядочить различные буддийские ветви и закрепить то, что стало новой доктриной. Затем он начал широкую программу прозелитизма - рассылал монахов по всему государству, которые разносили принятую доктрину.
Становясь старше, Ашока всё больше и больше посвящал себя Сангхе — буддийской общине. По его словам, он построил 84 000 ступ и монастырей по всему королевству, по одной для каждой буддийской общины. Вместо грязи и штукатурки они все были построены из кирпича и камня.
Он якобы подарил 100 000 золотых монет каждому монастырю, еще 100 000 месту, где родился Будда и еще 100 000 монастырю дерева Бодхи, где Будда получил просветление.
Король также возродил великолепный праздник Панкаварсика, переосмыслив его в соответствии со своей буддийской верой. В конце процедуры он воздвиг платформу вокруг дерева Бодхи и вылил на неё молоко, настоянное на сандале и шафране, камфоре и благовониях, из 5 000 золотых и серебряных кувшинов, украшенных самоцветами.
После смерти первой жены короля и матери его любимого наследника Куналы, её место заняла Тишьяракшита — она была антибудисткой, и якобы попыталась уничтожить дерево Бодхи. То ли разозлившись на Куналу за то, что он отверг ее сексуальное предложение, то ли просто надеясь продвинуть своего собственного сына, она подделала один из приказов короля, и ослепила его наследника — в то время как правитель отсутствовал в столице, подавляя восстание в Таксиле. Когда Кунала пробрался обратно в столицу, он уже был слеп, а первый министр казнил королеву. Одну часть её антибуддийских заговорщиков казнили, а другую изгнали в пустыню. Сын Куналы Сампрати был назван наследником вместо отца.
Ашока приближался к семидесятилетнему взрасту и его здоровье начало ухудшаться, он пытался ободрить себя, устроив второй фестиваль Панкаварсика, он хотел что бы новый затмил предыдущий и хотел потратить на него 400 000 золотых и пригласить более 400 000 монахов. Однако десятилетия благотворительных трат фактически обанкротили империю, и королевские министры предоставили последнее слово молодому Сампрати, который велел казначейству отклонить просьбу Ашоки. Получив отказ в своём посмертном желании пожертвовать все свои оставшиеся мирские блага буддийской общине, Ашока устранился от власти, позволив Сампрати действовать от его имени до своей смерти в 233 году до нашей эры.
За смертью короля последовала еще одна череда дворцовых переворотов и недолгих царствований, которые ознаменовали гибель династии и возвращение брахманизма всего полвека спустя. Хотя буддизм в конце концов ушёл с субконтинента, он определил будущее индуистской веры, Будда стал одним из аватаров Вишну. Буддизм так же нашёл благодатную почву на Шри-Ланке, в Непале, Тибете, в Китае и за его пределами. Два символа украшали эдикты Ашоки на столпах — древо Бодхи и "Колесо морального закона", последнее было увековечено на современном флаге Индии — это дань уважения правителю, который не только руководил крупнейшей в истории индийской империей в течение трёх десятилетий, но и превратил незначительную секту в главную мировую религию, успешно продемонстрировав совершенно новую модель лидерства — основанную не на завоеваниях, а на всеобщем благе.
All about history magazine. 2020 annual.