Наша школа сумела заключить договор с Театральным институтом, и раза три-четыре в год студенты во главе с преподавателем привозили фрагменты своих «капустников», сцены из спектаклей, интересные эстрадные номера. Ученики очень любили такие встречи, но и учителя получали огромное удовольствие – пока студенты обедали в столовой (по усиленному меню!), преподаватели чаёвничали с учителями, удивляя и веселя друг друга сценами из студенческой и школьной жизни. Очень интересен был профессор Борисов – начинал он в Москве, в театре им. Моссовета, у режиссёра Ю.А. Завадского. Вот один из рассказов профессора.
– В былые времена политучеба была неотъемлемой частью жизни советского человека, и если рабочие и колхозники могли позволить себе изредка «похаживать» на политучёбу – понятно, люди делом заняты, то интеллигенция просто обязана была регулярно присутствовать на лекциях и даже на семинарах. Точно так же всё происходило и в театре. Обкомы, горкомы, райкомы твердо полагали, что без знания ленинских работ ни Гамлета не сыграть, ни Джульетту. Так что весь год – раз в неделю занятия, в финале строгий экзамен. Сначала отвечали всякие мелкие сошки, причём начальство из райкома было беспощадно:
– Как вы можете работать, если не знаете выдающуюся работу В.И. Ленина «Шаг вперёд, два шага назад»?
Правда, потоптавшись на виноватых, строгая комиссия ставила всем «зачёт», потому что иначе пришлось бы сообщать «наверх», что учёба идёт неуспешно!
Народных артистов СССР экзаменовали отдельно от прочих. Вот идет экзамен в театре им. Моссовета. Отвечает главный режиссер Юрий Завадский (выдающийся актёр и режиссёр, Герой Социалистического Труда, Народный артист, Сталинские и Ленинская премии), седой, величественный, с неизменным остро заточенным карандашом в руках.
– Юрий Александрович, расскажите нам о работе Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», предлагает комиссия.
Завадский задумчиво вертит в руках карандаш и величественно кивает головой:
– Знаю. Дальше! – райкомовские специалисты в растерянности:
– А о работе Энгельса «Анти-Дюринг»?
Завадский вновь снисходит кивнуть:
– Знаю. Наверно, достаточно вопросов, товарищи!
Следующей впархивает Вера Марецкая, Народная артистка, Герой Социалистического Труда, лауреат четырёх Сталинских премий, известна ролями в кино (конечно же, «Член правительства», «Сельская учительница») и театре. Ей достается вопрос: антиреволюционная сущность троцкизма.
Марецкая начинает: «Троцкизм… это…»
И в ужасе заламывает руки:
– Ах, это кошмар какой-то, это ужас какой-то – этот троцкизм! Это так страшно! Не заставляйте меня об этом говорить, я не хочу, не могу, нет сил!
Не дожидаясь истерики, ее отпускают с миром. До следующего года.
Конечно, отдельные граждане, тоскующие по советскому прошлому, не хотят вспомнить или представить, какая скука была на этих занятиях партучёбой, да ещё и прибавят, что именно идейность отличала советского человека!
Беда только в том, что все идейные, политически обученные палец о палец не ударили, когда высокопоставленные негодяи рушили все завоевания Советского Союза.
И партучёба не помогла.