...Их было четверо. Четыре сестры. Легкая арифметическая погрешность в ясном и красивом чеховском сюжете. Такую пьесу Чехов мог бы написать о своих героинях и после семнадцатого, и после двадцатого.
Русская эмигрантка Татьяна Полякова - Байдарова. Французская актриса Одиль Версуа. Итальянская знатная дама, графиня Поцци ди Борго.
Да, у нее было несколько лиц. Два замужества и четверо детей. И звездные сестры, которые не могли затмить ее красотою и талантом.
В доме Поляковых с детства всегда звучала русская речь ,вперемешку с французской, читались русские книги.
Приветствовались с детства: прямая спина, балетные упражнения, естественность и гордость в манерах. В доме никогда не подавалось ничего мучного, вся семья собиралась вместе за одним столом к ужину. По воскресеньям и большим праздникам посещалась русская православная церковь.
Музыка, разговоры о театральных постановках импровизированные домашние праздники, пение в такой обстановке росла улыбчивая, сердечная белокурая красавица Татьяна – Элиннет Полякова - Байдарова, начавшая свою карьеру, как балетная танцовщица - в театре Гранд – Опера.
Но в скором времени всем изящным балетным па девушка предпочла карьеру актрисы. Взяв загадочный псевдоним: Одиль Версуа.
Все расшифровывалось просто: фамилия должна была содержать в себе букву «V» - начало имени обожаемого отца: оперного певца Владимира Полякова.
На экране Одиль Версуа часто воплощала лирические, но очень живые и харизматичные образы хрупких и утонченных героинь. Они запоминались, им подражали.
Режиссеры по достоинству оценили ее глубокий и яркий драматический талант, пластику движений, изысканную красоту и ум. Она была похожа на свою младшую сестру, такая же « беленькая, розовая, острая на язык», /Р. Оссейн/своеобразная красавица , с очень грустными глазами.
Уже самый первый ее дебютный фильм «Последние каникулы» (!948 год) режиссера Р. Ленхартда принес молодой актрисе изысканный приз имени С. Бьянкетти в области театрального и драматического искусства, признание критики и зрителей.
Многочисленные интервью, приглашения на съемки, роли в спектаклях, в том числе, на Лондонской театральной сцене, по приглашению сэра Лоуренса Оливье, богемная жизнь светской дамы во втором замужестве, не сделали из Татьяны Владимировны / это ее полное русское имя/ зазнавшейся аристократки. Она оставалось самою собой: элегантной, остроумной, слегка грустной. К ее мнению прислушивались, его ценили не только друзья, но и те, кто создавал атмосферу культурной и театральной жизни Франции.
· В первом браке Одиль Версуа не имела детей. Он быстро распался.
· Второй брак принес актрисе многодетное материнство - четверых детей - наследников фамилии Франсуа Поцци ди Борго, замка и графского титула.
· Графиня продолжала сниматься и играть на сцене.
· Особым успехом и признанием пользовались ее театральные роли и среди них – роль в чеховских «Трех сестрах». Она играла вместе со своими сестрами, Милицей и Мариной. На спектакль невозможно было попасть, он сделал актрису живой легендой.
· Ее ценили такие режиссеры, как Ф. де Брока, М. Девиль. Р. Оссейн, создавшие своими лентами славу, особый почерк, да и сам стиль европейского кино.
Марина Влади боготворила старшую сестру, посвятила ее памяти книгу « Мой вишневый сад», считала, что Татьяна много способствовала совершенству ее, как актрисы и личности.
Здесь надо сказать, что к Одиль Версуа с особым уважением относился и Владимир Высоцкий. Яростный бунтарь и задира, посещая дом старшей сестры Марины Влади, он трепетал в ее присутствии, всерьез считал, что Марина не сможет простить ему того, что он не смог ( не захотел) приехать на похороны Татьяны Владимировны 23 июня восьмидесятого года. Ей было всего пятьдесят лет. Она умерла от рака.
А через месяц не стало и самого Владимира.
Звезда французского кино и легенда русской эмиграции, Татьяна Владимировна Полякова Байдарова закатилась, бесспорно, рано, но оставила ярчайший след на небосклоне культуры Европы, Франции, воплотив в себе самой и в образах своих героинь то загадочное, пленительное и непостижимое, что часто присутствует в сути самой Красоты.
Особенно, если красота эта - с «русской искрой».....
@ Лана Астрикова. Авторский текст эссе.