Найти тему
Владимир Черкасов

Библейские мотивы в образе Дейнерис Таргариен

Оглавление

Библия несомненно является одним из древнейших текстов, дошедших до нас из глубины веков. Влияние её на современную культуру огромно и следы этого влияния встречаются практически во всех сферах общественной жизни. В европейской культуре в целом, и в англосаксонской культуре в частности, влияние Библии не ослабевает уже несколько веков.

Библия оказала самое серьезное воздействие и на жанр фэнтези, что неоднократно отмечалось как критиками жанра, так и самими его создателями. Например, на присутствие библейских мотивов в творчестве К.Льюиса указывал Джон Толкиен. Да и собственно произведения Толкиена наполнены очевидными ассоциациями с Библией. Следует ожидать, что библейские тексты проявят себя и в мире «Игры престолов».

Такие проявления действительно есть, и они достаточно своеобразны.

Одним из самых «живучих» персонажей книг и сериала является Дейнерис Таргариен (Daenerys Targaryen) – единственная наследница данного великого дома. Вряд ли будет преувеличением сказать, что Дейнерис к концу седьмого сезона становится одним центральных персонажей сериала.

Дейнерис Таргариен (кадр из сериала). Владычица, наделённая неведомой силой, грозная и непреклонная, но в то же время справедливая и любящая своих подданных. Дейнерис по большей части изображена в длинных белых либо синих одеждах, скрывающих фигуру.
Дейнерис Таргариен (кадр из сериала). Владычица, наделённая неведомой силой, грозная и непреклонная, но в то же время справедливая и любящая своих подданных. Дейнерис по большей части изображена в длинных белых либо синих одеждах, скрывающих фигуру.

В ходе развития сюжета в образе Дейнерис Таргариен проявляются очевидные библейские мотивы. Сразу замечу, что я просто сравниваю описание личности Дейнерис и текст Библии. Никакой религиозной подоплеки в данном случае не имеется, я не обсуждаю никаких устоявшихся правил или догматов и не имею цели оскорбить чьи-то религиозные убеждения. Для более полного понимания закономерностей проявлений библейских мотивов в образе Дейнерис Таргариен остановлюсь подробно на её жизнеописании, составленном на основе последовательных событий книг и сериала.

Параллели с библейским текстом я буду выделять жирным шрифтом и указывать на какие именно эпизоды Библии похож данный конкретный фрагмент текста.

В биографии Дейнерис Таргариен сразу проступают весьма знакомые черты.

Дейнерис Таргариен является наследницей царского рода, который на момент событий сериала не является правящим.

Дейнерис является дочерью представителей династии Таргариенов «Безумного короля» Эйриса II и королевы Рейлы, свергнутых с Железного трона в ходе восстания Роберта Баратеона. У Дейнерис также были старшие братья Рейгар и Визерис. Рейгар в телевизионной версии не показан, поскольку пал от руки Роберта Баратеона до начала событий сериала в Битве на Трезубце, а Визерис появляется в первом сезоне, впрочем, ненадолго.

Дейнерис Таргариен в Карте на светском приеме (кадр из сериала).
Дейнерис Таргариен в Карте на светском приеме (кадр из сериала).

Дейнерис является второй представительницей дома Таргариенов, носящей это имя. Первой была сестра короля Дейрона II, которая жила за сто лет до начала событий сериала. Её выдали замуж за Марона Мартелла из Дорна в рамках брачного альянса между домами Таргариенов и Мартеллов. В ходе событий сериала этот альянс сослужил службу и самой Дейнерис. Но так как первая Дейнерис никогда не правила как королева, Дейнерис Бурерождённую не называют второй, что нашло отражение в используемом ею официальном титуле. Когда Дейнерис называет себя законной наследницей Таргариенов, она именует себя как «Дейнерис из дома Таргариенов, именуемая первой, Неопалимая, Королева Миэрина, Королева Андалов, Ройнаров и Первых Людей, Кхалиси Дотракийского Моря, Разбивающая Оковы и Матерь Драконов». Таким образом титул Дейнерис Таргариен значительно отличается от титула верховного короля Вестероса.

Дейнерис происходит из знатного рода, в прошлом царствовавшего в Вестеросе, но сейчас не находящегося у власти. Иисус Христос в Евангелиях показан как наследник царя Давида, род которого к тому моменту уже не был правящим. Родословная Иисуса, свидетельствующая о его царском происхождении, приведена в самом начале Евангелия от Матфея.

Дейнерис ведёт себя вежливо, сдержанно и с достоинством, хорошо сходится с самыми разными людьми и в то же время решительна и последовательна. Довольно быстро в ней просыпается честолюбие и осознание себя как реального претендента на верховную власть. В отличие от многих представителей своего рода, она не подвержена безумию, хотя в ряде эпизодов проявляет заметную импульсивность и даже жестокость. В то же время, в сериале показано, что Дейнерис способна на самое искреннее сострадание, например, к безвинно убитым рабовладельцами Миэрина детям. Она проявляет себя поборником идей свободы, освобождая рабов. Став правительницей, она проявляет стремление к справедливости, она способна подвергнуть суровому наказанию даже самых близких, в том числе своих детей. Характер Дейнерис достаточно противоречив.

Дейнерис с детства умеет располагать к себе людей и поражает окружающих своей учтивостью, начитанностью и неожиданно проявляющейся мудростью. Иисус Христос также с ранних лет поражает своих современников неожиданно проявившимися способностями – природной мудростью и умелым толкованием иудейского закона.

Мать Дейнерис вынуждена бежать от преследования.

Отец Дейнерис, безумный король Эйрис II был убит Джейме Ланнистером во время разгрома Королевской Гавани еще до её рождения. Мать Дейнерис, Рейла, вместе с сыном Визерисом, опасаясь за свою жизнь, бежала в Драконий Камень, где и появилась на свет Дейнерис.

Земные родители Христа Мария и Иосиф также вынуждены бежать от преследователей в Египет, и их сын рождается в дороге. Причем сходство проявляется ещё и в характере взаимоотношений между персонажами – мать Дейнерис бежит вместе с её братом, Мария бежит вместе с Иосифом, который, хотя и является её номинальным мужем, но не имеет с ней плотских отношений, то есть в определенном смысле для неё он скорее брат или другой близкий родственник мужского пола, нежели муж.

В ночь, когда родилась Дейнерис, разразился сильный шторм. Поэтому её часто называют Дейнерис Бурерождённая. Когда Рейла умерла, Дейнерис и Визерис были вывезены в Эссос, где они могли чувствовать себя в некоторой безопасности и рассчитывали найти союзников, которые помогут вернуть отнятый у их отца Железный трон. В начале событий сериала они находятся в одном из Вольных городов – Пентосе, под покровительством Иллирио Молатиса, его правителя или, как к нему обращается Дейнерис – магистра.

Интересно, что Дейнерис и Визерис бегут от опасности именно на Восток, а не в какую-нибудь другую сторону.

Дейнерис фактически продана своим братом в руки чужеземцев.

В начале событий сериала показано, что Дейнерис трепещет перед старшим братом и беспрекословно подчиняется ему. Именно Визерису приходит в голову идея выдать Дейнерис замуж, в расчете на получение политических и военных выгод от этого брака. Его выбор остановился на вожде дотракийцев Дрого, видимо потому, что Визерис считал Дрого недалеким и глупым варваром, которого он сможет легко контролировать. Этот план полностью провалился, в том числе из-за проявившихся амбиций Дейнерис.

Иллирио Молатис организует свадьбу кхала Дрого и Дейнерис. Молодые знакомятся в Пентосе, куда прибывает Дрого с несколькими приближенными. Дейнерис с одной стороны боится жениха, принадлежащего к неизвестному варварскому племени, с другой – после первого свидания осведомляется у Иллирио Молатиса, понравилась ли она Дрого. Уже в этом проявляется некоторое честолюбие Дейнерис.

Её опасения оказываются напрасны – жениху она понравилась, хотя Дрого никак не продемонстрировал это. Таким образом, вопрос о заключении брака решён, хотя Дейнерис, по большому счету, поставлена перед фактом. Все переговоры по данному вопросу ведет Визерис, для которого судьба сестры не столь важна – главнее получить в свои руки армию, пусть и такой ценой.

Продажа родственником в руки чужеземцев – известный библейский сюжет. Дейнерис оказывается фактически продана своим братом вождю дотракийцев. Ветхозаветный Иосиф Прекрасный также продан именно своими братьями в рабство в Египет. Дейнерис конечно не продана как рабыня, но и Иосиф в итоге оказывается не где-нибудь в каменоломнях, а в привилегированном положении. Здесь на первый взгляд один из немногих эпизодов, в которых присутствуют ветхозаветные мотивы.

Однако существует версия, высказанная Н.А.Морозовым, который сравнивая тексты Ветхого Завета с Евангелиями, нашел массу аналогий между описаниями Иосифа Прекрасного и Иисуса Христа, и его земных родственников.

Следует особенно отметить, что Морозов соотносил ветхозаветный рассказ об Иосифе не только с Евангелиями, но и с другими, не библейскими сюжетами, а также с астрономическими данными:

«В тринадцати последних главах Бытия, содержащих рассказ об Ио­сифе, сразу видна другая, более опытная рука: изложение делается связным от начала до конца, как в современной повести, в нем трудно переставить по произволу одну главу после другой. Если 12 детей Богоборца и символизиро­ваны тут в 12 созвездиях Зодиака, то в этом видно не низведение небесных явлений на землю, а, наоборот, стремление поднять на небо реальные земные события и реальных личностей. Так, рассказ о судьбе Иосифа Прекрасного, проданного братьями в Миц-Рим и возвысившегося там до должности цар­ского заместителя, благодаря своим научным познаниям, явно имеет в своей основе земные события. Это то же, что былины о Владимире Красном Сол­нышке, о рыцаре Роланде, об Александре Македонском.

Многие черты в легенде об Иосифе почти тожественны с евангельскими рассказами о Христе. Только евангельский Христос по христианской ле­генде считается сыном Иосифа и внуком Иакова, т.-е. прибавлено одно поколение, а в остальном мы видим почти тожество.

Как евангельский Христос был продан синедриону за 30 серебряных монет его учеником Иудой, так и Иосиф был продан в рабство тоже по предложению Иуды, но уже не ученика, а брата, за 20 серебряных монет. Как евангельский Христос вышел из могилы для новой жизни, так и Иосиф был вынут из глубокой ямы в земле и потом вышел из заточения в темнице.

Евангельский Иуда, раскаявшись, лишил себя жизни, а библейский Иуда был наказан богом в его двоих старших детях» (Н.А.Морозов. «Христос. История человеческой культуры в естественнонаучном освещении». Издательство «ЛЕАН», М.: 2003 Т. 2, с. 581).

Здесь верно отмечается, что мотив продажи ярко присутствует в описании жизни Христа, содержащемся в Евангелиях. Также весьма интересно наблюдение Морозова о многочисленных дубликатах этого библейского сюжета, проявившихся в различные моменты истории.

Дейнерис получает щедрые дары, которые означают её царский статус.

Гости свадьбы поочерёдно преподносят Дейнерис дары. Cир Джорах Мормонт с Медвежьего острова вручает ей три книги с песнями и сказаниями Семи Королевств. Одновременно он сообщает, что верно служил Эйрису II и теперь готов продолжить служение детям своего прежнего господина. Затем Иллирио Молатис дарит ей три разноцветных драконьих яйца в большом коробе. Он говорит, что этот дар происходит из Края теней за Асшаем и яйца давно окаменели. В конце церемонии Дрого преподнёс Дейнерис третий дар – красивую белую лошадь. Таким образом, Дейнерис получает три основных подарка. Следует также отметить, что число «три» фигурирует и как одна из характеристик каждого из подарков.

Дейнерис получает дары (кадр из сериала). Среди даров, которые получает Дейнерис на свадьбе, показаны книги, являющиеся источником знаний и драконьи яйца, с помощью которых она получает возможность бороться за власть.
Дейнерис получает дары (кадр из сериала). Среди даров, которые получает Дейнерис на свадьбе, показаны книги, являющиеся источником знаний и драконьи яйца, с помощью которых она получает возможность бороться за власть.

Дейнерис получает щедрые дары от влиятельных современников. В дальнейшем развитии сюжета некоторые из этих даров дают ей огромное могущество, позволяющее претендовать на верховную власть. Младенец Иисус также получает дары от волхвов, то есть авторитетных мудрецов и в тексте Библии подчеркивается, что дары означают его высокий царский статус. При этом в обоих случаях даров именно три – Иисус получает в дар золото, ладан и смирну. Число «три» вообще тесно связано с личностью Христа, в христианской догматике он проявляется как одна из ипостасей триединого Бога.

Дейнерис принимает в дар драконьи яйца (кадр из сериала). Именно этот неоценимый дар помогает ей бороться за власть. Всего Дейнерис получает три подарка от трёх человек.
Дейнерис принимает в дар драконьи яйца (кадр из сериала). Именно этот неоценимый дар помогает ей бороться за власть. Всего Дейнерис получает три подарка от трёх человек.

Дейнерис испытывает крайний дискомфорт от близости со своим мужем, который не проявляет переизбытка нежности. Дрого ведет себя грубо, как настоящий варвар. Кроме того, Дейнерис совсем одна в пока чужом ей племени. Её сопровождает Джорах Мормонт, но ему она не может доверить чисто женских секретов. Она завязывает особенно доверительные отношения с одной из своих служанок по имени Дореа, которая видя её беспомощность, начинает помогать своей госпоже советами. Она учит её, как лучше добиться расположения мужа, доставляя ему удовольствие в постели. Дейнерис начинает прислушиваться к её советам, и постепенно добивается того, что муж начинает испытывать к ней симпатию и привязанность.

Дейнерис быстро учится и в этом ей также помогает Джорах Мормонт. Он обладает большим жизненным опытом и периодически даёт ей советы военного и политического характера. Она учит дотракийский язык, хорошо ездит верхом. Всё это приводит к росту её авторитета среди дотракийцев, многие из которых испытывают к ней симпатию и с готовностью выполняют её приказы. Визерису это не нравится, ведь он сам хотел контролировать кхаласар, который он считает уже приобретенным собственным войском. Но когда он пытается применить по отношению к Дейнерис силу, дотракийцы защищают свою кхалиси, поскольку многие из них к тому времени проникаются к ней уважением. Вскоре Дейнерис узнаёт, что беременна и предвидит, что у неё родится мальчик. Отношения между Дейнерис и Дрого становятся более доверительными и перерастают в искреннюю любовь.

Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. 1303–1305. Роспись капеллы Скровеньи, Падуя. Иисус получает три дара от трёх волхвов. Интересно, что один из волхвов в данном случае изображен в явно женском облике. Поклонение волхвов сопровождается появлением на небе кометы, хорошо заметной на синем фоне. Взято из: https://www.krainaz.org/component/content/article?id=333:comets-earth.
Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. 1303–1305. Роспись капеллы Скровеньи, Падуя. Иисус получает три дара от трёх волхвов. Интересно, что один из волхвов в данном случае изображен в явно женском облике. Поклонение волхвов сопровождается появлением на небе кометы, хорошо заметной на синем фоне. Взято из: https://www.krainaz.org/component/content/article?id=333:comets-earth.

Противники Дейнерис неоднократно пытаются её убить, но им это не удаётся.

До Королевской гавани доходят слухи о Дейнерис, её замужестве и возможном наследнике династии Таргариенов. Король Роберт Баратеон, опасаясь возможного претендента на Железный трон, приказывает убить её Варису – члену королевского совета. Тот показывает готовность выполнить приказ, однако в то же время тайно встречается с Иллирио Молатисом, чтобы обсудить планы по восстановлению власти Таргариенов в Вестеросе.

Противники Дейнерис неоднократно пытаются её убить, но ей всякий раз удается избежать уготованной ей участи. В тексте Библии описаны неоднократные безуспешные попытки фарисеев и других противников убить Христа.

В столице кочевников находится также центр их религии – храм «Дош кхалин», где Дейнерис приходится участвовать в обряде дотракийцев, в ходе которого ей надлежит съесть сырое сердце лошади. Церемония не из приятных, но Дейнерис выдерживает её до конца, вызывая одобрение варваров. Служительница храмового культа пророчествует на дотракийском языке, а Джорах Мормонт переводит стоящему рядом Визерису: «Жеребец, который покроет весь мир. Он будет кхалом кхалов и объединит народ в единый кхаласар. Все люди мира покорятся ему».

Затем уже сама Дейнерис объявляет, что в ней едет князь, и его будут звать Рейго, в честь её погибшего в бою старшего брата Рейгара Таргариена. Варвары восторженно скандируют это имя. Визерису не очень нравится то, что он слышит, и он уходит из храма, дотракийцы же, видя, что Дейнерис следует их обычаям, проникаются к ней ещё большим почтением.

Дейнерис участвует в странном, кажущемся многим неприятным обычае с поеданием сырого конского мяса. Иисус Христос устанавливает новый обычай – таинство причастия, которое заключается в поедании плоти и крови Христа, хотя и в определенном аллегорическом смысле. Причем некоторым из очевидцев и даже ближайших последователей этот обычай кажется странным и не все его поддерживают.

Визерис вне себя от гнева – ведь из услышанного им в дотракийском храме следует, что великим правителем станет его будущий племянник, а не он сам. Он пытается похитить драконьи яйца, чтобы купить за них армию, но Джорах останавливает его. Получив такой отпор, Визерис совсем слетает с катушек. Он является на праздник пьяным в стельку, ведёт себя развязно, а когда Джорах пытается его урезонить, называет себя драконом. Когда Дрого переводят эти слова, тот громко усмехается. Это окончательно выводит Визериса из себя, и он обнажает меч, что категорически запрещено в священном городе дотракийцев. Вдобавок ко всему, он направляет оружие на сестру, требует свою корону, угрожая в противном случае вырезать ребенка из её живота и подарить Дрого. Кхал в ответ хладнокровно говорит, что Визерис получит золотую корону, повергающую всех в трепет, и немедленно исполняет обещанное. По приказу вождя два дюжих воина заламывают руки Визерису и держат его, пока Дрого расплавляет в котле несколько своих золотых украшений. Он опрокидывает котел на голову возмутителя спокойствия, говоря, что это и есть долгожданная корона. Так бесславно завершается жизненный путь Визериса Таргариена.

Ещё не родившийся ребенок Дейнерис и Дрого оказывается фактически жертвой покушения на его ещё не начавшуюся жизнь. Здесь можно увидеть определенный ассоциации с библейским избиением младенцев, которое являлось покушением на жизнь младенца Иисуса. Кроме того, в тексте Библии подчеркивается, что сам замысел Ирода убить Христа возник ещё до его рождения. Мотив покушения на жизнь ребёнка проявляется неоднократно – ведь изначально убить Дейнерис и её дитя задумал Роберт Баратеон, который, также как Ирод, является царем. Мотив избиения младенцев мной уже отмечался в поведении Ланнистеров и, таким образом, библейские сюжеты проявляются в сериале не только в связи с личностью Дейнерис.

Теперь Дейнерис уже сама просит Дрого помочь ей вернуть Железный трон, однако тот давно не придаёт этой идее никакого значения. Но вскоре подосланный по приказу Роберта Баратеона убийца пытается отравить Дейнерис вином, её в последний момент спасает Джорах Мормонт. Узнав о том, где находится источник опасности, Дрого в ярости клянётся отомстить. Он обещает завоевать Вестерос и подарить своему сыну «Железный стул».

Дотракийцы начинают готовиться ко вторжению и с целью добывания средств для похода, совершают набег на Лхазар, где грабят какое-то поселение и обращают в рабство его жителей. Дрого собирается обменять пленников на корабли, на которых он намерен вторгнуться в Вестерос. Дейнерис испытывает отвращение от сцен насилия над беззащитными людьми и заступается за нескольких женщин, говоря, что они будут находиться под её защитой. Дрого делает то, что хочет его жена, чем вызывает недовольство соплеменников, не привыкших к тому, что женщина может руководить. Воин по имени Маго бросает открытый вызов Дрого. В короткой схватке Дрого выходит победителем, убив смутьяна даже не применяя оружия, но тот успевает ещё до начала поединка слегка оцарапать его. Сам Дрого не придаёт такому ранению никакого значения, но по просьбе Дейнерис одна из схваченных женщин, служительница храмового культа по имени Мирри Маз Дуур, берётся за лечение пореза.

Дейнерис заступается за женщину, которой угрожает смерть, позднее она показана крайне подлой и нечистой на руку. Иисус Христос спасает блудницу, то есть непорядочную, падшую женщину, которую собираются казнить фарисеи.

Дотракийцы движутся дальше и через короткое время Дрого становится хуже. Он падает с коня, налицо признаки отравления или серьёзной болезни. Джорах Мормонт говорит, что кхал скоро умрёт, но Дейнерис отказывается поверить в это. Кровный всадник Дрого по имени Квото, прямо обвиняет Мирри в ухудшении состояния вождя, называя её ведьмой. Здесь до конца неясно было ли отравлено оружие Маго или руку к смерти Дрого приложила уже сама Мирри, в любом случае дальнейшее развитие событий показывает её злой умысел.

Целительница говорит, что есть одно заклинание, которое может спасти умирающего, но говорит, что, возможно смерть милосерднее. Дейнерис всё равно велит ей приступать к действию. Мирри велит привести коня Дрого, которого предполагается принести в жертву; она выпроваживает всех наружу и велит чтобы никто не входил, пока она не завершит обряд. Из шатра начинают доноситься жуткие утробные звуки. Квото выступает против использования чёрной магии и решает всё же остановить происходящее, он толкает Дейнерис и устремляется ко входу в шатёр. Джорах велит ему остановиться, угрожая оружием. Между ними происходит короткий поединок, в котором рыцарь из Вестероса одерживает верх. Этот бой весьма примечателен и я к нему ещё вернусь.

В это время у Дейнерис начинаются родовые схватки, повитухи дотракийцев отказываются помочь, и вся надежда вновь на помощь Мирри. Джорах Мормонт на руках заносит кхалиси в шатёр…

Продолжение следует.