Чужой дизайн, двухэтажные стёкла и полный привод: мифы и факты о ГАЗ-3105 Волга
- Чиужой дизайн, двухэтажные стёкла и полный привод: мифы и факты о ГАЗ-3105 Волга
Чужой дизайн, двухэтажные стёкла и полный привод: мифы и факты о ГАЗ-3105 Волга
Волга... У большинства российских автомобилистов это название прежде всего ассоциируется не с крупнейшей рекой на планете, а с автомобилями, которые более полувека выпускались в Горьком, а затем в Нижнем Новгороде. Советский статус и долгая конвейерная жизнь большинства моделей обеспечили их поклонниками и приверженцами на долгие годы. Однако малоизвестная модель ГАЗ-3105, разработанная в восьмидесятые годы, так и не стала массовой и сколько-нибудь серийной. Именно поэтому «ноль пятая» стала объектом народного фольклора – этаким неиссякающим источником саг, легенд и небылиц. Ведь недостаток информации по этой интересной, но увы, загадочной для большинства машине гаражные «корифеи» еще в конце прошлого века компенсировали собственной фантазией. Сегодня мы будем отделять зёрна от плевел, расставляя все точки над i на страницах истории ГАЗ-3105.
в 1985 году к власти пришел Михаил Сергеевич Горбачёв, ставший впоследствии первым и последним президентом СССР, это оказало неожиданное влияние на судьбу «персонально-номенклатурной» чайка 14
Придя к власти, бывший первый секретарь Ставропольского горкома КПСС фактически поставил крест на автомобиле, которым в качестве «персоналки» с большим удовольствием пользовались многие советские чиновники и функционеры. Ведь если руководители рангом «пониже и пожиже» были вынуждены довольствоваться «двадцать четвертыми» и «тридцать первыми» Волгами, то секретари обкомов и министерские «топы» ездили сначала на газ 13, а затем на «четырнадцатой».
Взяв курс на перестройку, демократию, гласность и хозрасчет, уже в 1988 году Горбачев принимает неожиданное решение, результатом которого стало «закрытое» постановление ЦК КПСС, согласно которому Чайку снимали с производства. Этот ход был довольно неожиданным, ведь по меркам своего класса и назначения «четырнадцатая» была еще нестарым автомобилем, который при минимальном косметическом «омоложении» мог продержаться на стапелях мелкосерийного производства еще не один год. Тем не менее полёт «горьковской птицы» решили прервать. Более того, упомянутое постановление предполагало уничтожение технологической оснастки и даже документации! Последнюю Чайку выпустили 24 декабря 1988 года, когда эта модель навсегда стала достоянием истории, оставаясь «в строю» только в виде выпущенных ранее автомобилей.
Трудно объяснить, каким чутьем руководствовалось руководство ГАЗа, однако еще в 1986-м была сформулирована концепция принципиально нового автомобиля, который в духе времени должен был стать современнее, экономичнее, компактнее, быстроходнее и комфортабельнее предшественницы. Причем речь шла про автомобиль с разными двигателями и даже типами привода!
Годом позже, то есть в 1987-м завод получил госзаказ и техническое задание, оформленное в виде Постановления Совета министров СССР от 13.07.1987 за номером 786-186. Оно предусматривало опытную разработку и организацию производства на создание новой модели среднего класса.
ИЗНАЧАЛЬНО НА ЗАВОДЕ ЗАНЯЛИСЬ РАЗРАБОТКОЙ «КОРОТКОГО» КУЗОВА ДЛЯ МОДИФИКАЦИЙ 3103/3104, А УЖЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК РЕШИЛАСЬ СУДЬБА СТАРОЙ ЧАЙКИ, ИЗ НОВОЙ ВОЛГИ СТАЛИ ДЕЛАТЬ УДЛИНЁННЫЙ «ЧЛЕНОВОЗ» ПО ТОЙ ЖЕ СХЕМЕ, КАК MERCEDES СО СВОИМ S-КЛАССОМ (W126) И BMW С «СЕМЁРКОЙ» (Е32). ТО ЕСТЬ, КОЛЁСНУЮ БАЗУ УВЕЛИЧИЛИ, УДЛИНИВ КУЗОВ В РАЙОНЕ ЗАДНЕЙ ДВЕРИ
Поскольку новая модель должна была прийти на смену Чайке, став, как и советские чиновники новой генерации, более демократичной и менее чопорной, чем прежние «членовозы», то машину, не мудрствуя лукаво, нарекли просто Волгой, хотя она не должна была иметь с «двадцать четверками» и «тридцать первыми» практически ничего общего.
Такой «маркетинг» позволял и заводчанам, и руководству страны сделать вид, что чиновники будут ездить всего-навсего на Волге, даже если это будет совершенно другой автомобиль. И этот «лукавый нейминг» одинаково устраивал все стороны, поскольку он позволял заводчанам заниматься своим делом – разработкой нового автомобиля, прототипы которого начали проходить испытания на полигоне НАМИ уже в 1990 году.