Найти тему
Человек-Человек

Рассказы о школе. Дефицит кадров?

Класс наш странным образом подобрался: мальчиков в три раза больше, чем девочек, половина детей иностранцев из ближнего зарубежья, школа на окраине города, по анкетам о благополучии семей, больше половины малообеспеченных и неблагополучных.

В последний день августа перед первым классом, на волнительной встрече с первой учительницей, выяснилось, что временно заменит ее учитель с опытом из второго класса.

- А чем я вас не устраиваю?! - пафосно и странной победоносной улыбкой окинула нас взглядом пожилая худощавая женщина в зеленой блузке и длинной юбке в горошек.

Родители были, по меньшей мере смущены, некоторые просто открывали рты, но не могли ничего внятного произнести. Тогда мы не знали друг друга, но чувствовалось общее настроение. Детей с цветами и портфелями отправили в школьную жизнь, сами разбрелись, кто куда.

Но победоносный взгляд был выказан рано: дети оказались настолько активными, настолько энергичными и игривыми, что справиться ни опытной старушке, ни физруку, ни даже директору с завучем было не под силу. Единственный метод, который применяется в этом случае, это кнут. Крики, замечания, наказания и ругань. Ребята поначалу растерялись от этого, какие-то чужие взрослые ругаются, а потом поняли, что они своими мерами проявляют бессилие. И стали совершенно свободно вести себя искренне и беззаботно. Если бы не одно «но», после которого пришлось подключиться родителям.

В отсутствие постоянного присмотра со стороны совершеннолетнего педагога ребята, доказывая свое лидерство стали биться до крови, кусать друг друга и учинять прочие травмы, от чего родители стали возмущаться, сначала между собой, а потом, поняв, что внутри школы есть ответственное лицо по этой части, стали обращаться к директору.

Но директор, прожжённая пожилая дама, видавшая на своем веку разное, только уведомляла своего секретаря-ровесницу сообщать о том, что день не приемный, «приходите завтра» и так далее. Быть может, явная нелюбовь руководителя и администрации крылась в том, что наш кабинет был прямо над кабинетом директора, и у нее от шума часто болела голова. Быть может, потому, что мы такие разные и пестрые в своих народностях, а может быть, что, придя в школу, не одарили ее цветами или чем-нибудь поинтереснее. Много мыслей возникает, когда тебя не слышат и не идут навстречу.

Сначала избегание встреч, но родители разные, все-таки иногда удавалось выловить директора школы из ее пучины «дел», тогда она избрала тактику вранья и обвинения детей, ну и родителей, само собой. На педсоветах проработала учителей, и те начали отпускать словечки в адрес нашего класса «дебилы», «тупые» и, наверное, что-нибудь еще. Это то, что удалось услышать своими ушами.

Родители требовали только одного: порядка и хорошего обучения. Учитель на два класса просто не может одновременно находиться в двух местах… Директор явилась на родительское собрание и высокомерно и устало дала слово найти «личную» учительницу.

-2

* * *

Второй класс мы ждали с замиранием сердца, периодически поругиваясь в родительском чате от отчаяния и неизвестности. Помыли окна, купили жалюзи, покрасили стены, починили парты, принесли цветы. И даже шкаф. Решили действовать сами, купили разные игры, головоломки, конструкторы, чтобы было, чем конструктивно заняться в перемены. Это была одна из отличнейших идей. Но ненадолго.

Директор обещание сдержала и выдернула молодую учительницу из декретного отпуска. Женщина оказалась растерянной, подзабывшей во время отпуска практику, тем более, она никак не думала, что войдет в клетку с «недисциплинированными» тигрятами. Дети еще в первом классе поняли, что никому не нужны, новую учительницу просто не слышали. Внешний вид ее поразил даже самых крепких родителей: она вела уроки, укутанная в мусульманский платок, длинной растянутой кофте, но в брюках.

Что это? Очередная насмешка? Класс наш очень толерантный, на чаепития такой стол собирали, можно географию изучать! Все называют друг друга по именам, проявляют уважение к происхождению и вероисповеданию, но никто это не выставляет напоказ, ни один не бравирует верой. Пытались говорить с администрацией, самим педагогом, но она только отмалчивалась, а директор по привычке врала, что согласна, что светское государство и образовательные учреждения, обещала вразумить, но…

Второй класс протянули кое-как. Спроси ребенка по программе – ноль.

- Что объясняли в школе?

- Я не понял.

- Какую тему проходили?

- Забыл.

После весенних каникул мы не верили своим детям, что литературу вел физрук, а на русском языке «с нами сидела гардеробщица», (кстати, она потом это подтвердила). А где наша?

Еле поймали директора у столовой, почти прижали ее к стене.

- Наш учитель уволилась?

- С чего вы взяли? – испуганно спросила директор, глядя сквозь родителей блуждающим взглядом.

- То есть, вы хотите сказать, что вы не знаете, что у вас творится в школе?

- Я…она…да…нет…она по состоянию здоровья…она на больничном, - невнятно проговорила она.

Значит, ушла. Стоял апрель. Душа открылась весне, конец года, природа начинала оживать. Люди строили планы на лето. Немного посетовали, поворчали на школу, друг на друга, поохали, но успокоились. А в начале мая нам поставили другую учительницу. Крепкая, опытная, не девчонка. Взялась за ребят и привела их за месяц, как говорится, к общему знаменателю. Построили планы на следующий учебный год, и родители, и дети - все настолько были ошеломлены, как красивому фейерверку в праздник.

Прошли летние каникулы. Учитель не выходила на связь, мы заподозрили неладное. Опять пришлось ловить зловредную директоршу. Оказалось, что школе такие энтузиасты не нужны, что слишком инициативный и адекватный педагог, знающий себе цену.

- Но вы не расстраивайтесь, - смерила нас взглядом директор, - мы нашли вам учителя.

Эта юная, сутулая и неопрятная полудевочка - полумальчик ввела в ступор даже наших мальчишек. Еще немного позже выяснилось, что классный руководитель не имеет высшего педагогического образования, ненавидит людей, детей в особенности. И плевать хотела на высшие цели о даче детям знаний, об уважении и многом другом. Если рисовать ее портрет на холсте: это избитое морально, затюканное существо, которое огрызается даже когда подаешь ей в миске молоко.

…Таблица умножения и элементарные правила русского языка, выразительное чтение прошли мимо нас. Плюс с марта учебный процесс упал целиком на родителей из-за введенного карантина. В чат она направляла нам номера заданий из учебника, а мы отсылали фото из тетрадей. Пятерки и четверки! Специально делали ошибки, чтобы посмотреть, проверяет ли она тьму заданий, что требует, все равно все отличники. О виртуальных программах, об объяснении детям тем – этого ничего не было. Сами. И все.

-3

Перешли в четвертый… С середины первой четверти существо отказалось от нас, но предметы «преподает». Классным руководителем сделали даму скользкую, и вашим, и нашим, из старших классов, которой из-за своего класса некогда нами заниматься. Из кабинета родного выселили.

Писать в инстанции? Писали. Сверху божественным светом покрывают оставшихся в школах «учителей». Кстати, сколько за это время хороших педагогов уволили, урезав зарплату! Осталось только это. Перейти в другое место? Никто не даст ни одной гарантии, что в другом месте будет лучше, а детям еще и адаптироваться к новому коллективу.

А говорить об этом надо.