Найти тему
hello.history

"Шведская семья" по-древнеримски

В 1912 г. в Риме была найдена очень интересная эпитафия. Она уникальна по своему содержанию. Это эпитафия женщины по имени Аллия Потестас, которая жила между I и IV вв. н.э. Надгробная надпись составлена её возлюбленным. Или, может, возлюбленными? Ведь их было двое.

Обычно хвалебные эпитафии древнеримских женщин фокусируются на том, какими они были скромными, добрыми, верными (или нет) и на их качествах хозяйки и хранительницы очага. Но эта - совсем другая.

Эпитафия опубликована на английском языке. Я перевела её для вас на русский. Читаем и помним, что речь идет о патриархальном рабовладельческом обществе.

Эпитафия Аллии Потестас, хранится в Эпиграфическом музее в Риме
Эпитафия Аллии Потестас, хранится в Эпиграфическом музее в Риме

Богам мёртвых, [гробница] вольноотпущенницы Авла, Аллии Потестас.

Здесь лежит женщина из Перуджи. Никого не было на свете драгоценнее, чем она. Никого не было прилежнее, чем она. Великолепна ты была, но теперь покоишься в маленькой урне. Жестокая судьба и суровая Персефона! Почему вы лишили нас счастья, почему торжествует зло? – спрашивают все. Я устал отвечать… Люди дарят мне свои слёзы в знак своего сочувствия.

Она была храброй, целомудренной, решительной, честной и надежной опорой. Опрятная в доме и опрятная, когда выходила, известная среди людей. Она могла противостоять любым невзгодам. Она не была болтлива и не подвергалась упрёкам. Она вставала с постели первой и ложилась в постель отдыхать последней, только переделав все дела. Её руки всегда были заняты пряжей, если не была дела поважнее. Из уважения она всем уступала место и вела здоровый образ жизни. Она никогда не была полностью довольна собой и не думала о себе как о свободной женщине.

Её кожа была белой, у неё были красивые глаза и золотистые волосы. От лица её исходило сияние, как от слоновой кости, среди смертных (так говорят) не найти больше такого лица. Изящными были маленькие изгибы её белоснежной груди. А её ноги? Таков облик Аталанты на сцене!

В страсти она никогда не оставалась неподвижной, а двигала всеми частями своего прекрасного щедрого тела; она выискивала и удаляла каждый волосок. Кто-то мог бы придраться, что у неё были грубые руки. Она была довольна собой только когда делала что-то для себя. Она не считала, что знает о чём-то достаточно много. Она оставалась добродетельной и никогда не совершала ни единого преступления.

Пока она была жива, оба её любовника стали словно Пилад и Орест* – один дом на всех и одна душа. Но теперь, когда она умерла, они разойдутся и будут стареть в одиночестве. В один миг рухнуло всё, что построила такая женщина! Посмотрите на Трою, чтобы увидеть, на что женщина способна. Я молю, чтобы было мне позволено сравнить такое величайшее событие с тем, что случилось с нами.

*Орест и его двоюродный брат Пилад - популярные герои мифов. Они являли собой образец мужской дружбы.

Эти стихи во славу тебе составил твой безутешный патрон, чьи слёзы никогда не засохнут. Ты потеряна, но ты никогда не покинешь его сердца. Это дары, которые, как он надеется, понравятся тебе. После тебя ни одна женщина не может казаться хорошей. Человек, который жил без тебя, видел свою собственную смерть, оставаясь среди живых. Он носит твоё имя на своей руке в золоте, бережно храня его, Потестас. Пока сохраняются эти наши слова в этой надписи, ты будешь жить в этих моих стихах.

Лоуренс Альма-Тадема, "Сестры сейчас нет", 1879
Лоуренс Альма-Тадема, "Сестры сейчас нет", 1879

Здесь теперь лишь твой образ остался мне в утешение. Мы почтим его с благоговением и украсим цветами. Когда я буду приходить к тебе, я буду ухаживать за этим местом. Но кому смогу я доверить такое почетное дело после? Найти такого человека – это единственное везение, какого я желаю после твоей смерти. Но – горе мне! – ты пришла к финишу первой – моя судьба и твоя едины.

Человек, который захочет повредить эту гробницу, дерзнет навредить самим богам: поверьте мне, женщина, которую славит эта надпись, сама как божество.

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!

Ещё больше историй - в моём Instagram @hello.history

Авторские курсы по истории Древнего Рима (первая лекция каждого курса - бесплатно)