Найти тему
РГАФД

110-летие со дня рождения актера Николая Крючкова

📅 Звуковой Календарь 06/01/2021

Николай Афанасьевич Крючков - актер театра и кино, народный артист СССР. Это имя знакомо практически каждому в нашей стране. Творчество Крючкова – это целая эпоха в истории советского кинематографа. Парень из рабочей семьи с Пресни, он с 9 лет работал на «Трехгорной мануфактуре», чтобы помочь прокормить семью (отец умер рано). В 1920 г. Николай заболел тифом. Он выжил, но голова его постоянно клонилась набок, по каковой причине к нему приклеилась кличка «Колька кривой». Но ненадолго – работа на фабрике и занятия боксом помогли избавиться от проблемы с шеей. Крючков окончил ФЗУ (фабрично-заводское училище) при фабрике, с которой была связана вся жизнь его родителей. Учился на гравера-накатчика и выступал в художественной самодеятельности. Казалось бы, жизнь молодого человека пойдет по определенному сценарию, но Крючков изменил все, поступив в школу актерского мастерства при Московском центральном театре рабочей молодежи (ТРАМ), учился у Н.Хмелева, И.Судакова и др., еще продолжая работать на фабрике.  Театральный дебют Крючкова состоялся в постановке ТРАМ «1905 год» в 1927 г. В 1928 – 1934 гг. Крючков был актером ТРАМ (ныне – театр «Ленком»). В ТРАМ Крючков играл эпизодические роли. Главным хореографом в театре была Н.Глан, она помогала в постановке танцев всем актерам. Однажды на репетицию зашел ее муж кинорежиссер Б.Барнет. Его фильм «Закройщик из Торжка» с И.Ильинским был очень широко известен. Барнет увидел Крючкова и пригласил сниматься в своей картине «Окраина». Пробы на роль сапожника Сеньки Кадкина проходили в сапожной мастерской. Сеньке-Крючкову было задание «осваиваться». Он надел фартук и подбил все набойки. Когда Барнет окликнул его по имени персонажа, Крючков в ответ недовольно буркнул: «Чего тебе?». Так родился Сенька из «Окраины» и киноактер Крючков. Он вспоминал:

«Когда я начинал пробоваться на эту роль, то показалось мне самому, что всю жизнь только ремеслом сапожника и занимался. Только молоток был у меня в левой руке – левша я… Я считаю, что мне повезло, ведь моим первым кинорежиссером был этот талантливейший человек».

Фильм Б.Барнета «Окраина» (1933 г.) по мотивам одноименной повести К.Финна о жизни простых людей из небольшого городка Российской империи после начала Первой мировой войны получил Кубок Муссолини - главный приз Второго Венецианского кинофестиваля в 1934 г. В 1931 – 1940 гг. Крючков был актером киностудии «Межрабпомфильм» (с 1936 г. – Союздетфильм, с 1948 г. – Киностудия им. М.Горького). В 1941 – 1945 гг. снимался на Мосфильме, с 1945 по 1992 гг. служил актером Театра-студии киноактера. До Великой Отечественной войны Крючков участвовал в картинах «Возвращение Максима», «За Советскую Родину», «Тайга золотая», «Выборгская сторона», «Человек с ружьем». В 1939 г. появился фильм И.Пырьева «Трактористы». У этой картины и песен из нее «Трактористы», «Здравствуй, милая моя», «Броня крепка и танки наши быстры» была какая-то небывалая популярность. Все актеры - М.Ладынина, Б.Андреев, П.Алейников и Крючков стали знаменитыми. Но наибольшая известность досталась Крючкову – его Клим Ярко стал одной из самых популярных личностей в довоенном советском кино. Однажды маршал Катуков даже обратился к Крючкову: «Здравствуйте, товарищ танкист!». Несмотря на популярность картины, последовала довольно резкая критика. В одной районной газете появилась статья «Шкодливый фильм», в которой его обвинили в шовинизме, извращении украинской жизни и искажении национальных реалий. Все решило мнение Сталина – картина ему понравилась.

После «Трактористов» последовали ленты «Член правительства» (1939 г.), «Яков Свердлов» и «Брат героя» (О советско-финляндской войне) – обе 1940 г. Когда началась Великая Отечественная война, Крючков рвался на фронт, но получил отказ от военкома: снимаясь в кино Крючков принесет больше пользы, чем на фронте. В 1942 г. Крючков снимался одновременно в пяти картинах: «Котовский», «Фронт», «Антоша Рыбкин», «Во имя Родины», «Парень из нашего города». Такая напряженная работа сказалась на здоровье актера. В состоянии полного истощения он попал в госпиталь, но, едва набравшись сил, вернулся к работе. Дальше были музыкальная комедия «Свинарка и пастух», лирическая комедия «Небесный тихоход». Надо сказать, что расцвет творчества Крючкова приходится на военные и послевоенные годы. Популярность Крючкова была огромной, появились фильмы с его участием «Максимка», «Садко», «Дело Румянцева», «Жестокость», «Бессмертный гарнизон» (о защитниках Брестской крепости), «Сорок первый». Позднее Крючков снимался в кинолентах «Женитьбе Бальзаминова», «Большой фитиль», «Дайте жалобную книгу», «Море студеное», «Над Тиссой», «Баллада о солдате», «Поднятая целина», «Гусарская баллада», «Ко мне, Мухтар!», «Осенний марафон», «Досье человека в «Мерседесе», «Царь Иван Грозный» и многих других. Николай Афанасьевич Крючков был одним из самых востребованных актеров советского кино – он сыграл более 160 ролей. Крючков был актером универсальным, блестяще выполнял любую актерскую задачу. Он все на съемочной площадке делал сам, практически без тренировок, сходу – скакал на лошади, работал на тракторе, водил автомобиль и мотоцикл, летал на «кукурузнике», играл на баяне, пел и плясал. На склоне лет он написал книгу «Чем жив человек» (1987 г.), где он пишет о своей профессии: «Ломал руки и ноги двенадцать раз, обжигал глаза, потерял зубы, заработал ревматизм…». И все же любил свою профессию и вспоминал о своей актерской жизни с теплотой.

Выступление Николая Крючкова на вечере в Центральном доме литераторов, посвященном 60-летию поэта В.Бокова с чтением стихотворения поэта «Памяти Пушкина». Запись доступна для прослушивания на нашем сайте:

🔈 http://ргафд.рф/callendar/06-01-2021

-2

Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.