Принято считать, что Дьявол искушает человека, «подбивает» его на дурные поступки и вообще интересуется его судьбой. А если совершить особый тёмный ритуал, то вообще продать душу Дьяволу в обмен на земные блага (богатство, славу, власть). Но есть ли дело могущественному Мефистофелю до обычного человека? Кто такой Дьявол (Люцифер, Шайтан, Сатана, Мефистофель, Молох) – знают практически все. Это падший Ангел, который возглавил мир бесов. А вот в чем же сама сущность Нечистого? На этот вопрос есть много ответов в Библии, в других учениях религии, в обсуждении теософов, в магии. Но все они определяют Дьявола, как изначальное зло, которое всегда противостоит добру в образе Бога.
В русский язык слово "дьявол" пришло от греческого "диаблос", что означает "подстрекатель" или же "клеветник". Оно передает значение еврейского слова "сатана" (второе имя дьявола) - противник и постоянный враг, обвинитель и часто лжесвидетель. То есть, сатана - это постоянный противник Бога. И это абсолютно верно! В мироздании все и всегда имеет свои положительные и отрицательные стороны. Как монета, у которой есть аверс и реверс. И если существует изначальное Добро в образе Бога, то должно существовать и изначальное Зло, в образе Дьявола (или Сатаны).
Правда ли, что Дьявол - это зло?
У каждого человека существует низкая часть натуры и возвышенная. Существует мнение, что низкую часть своей природы человек назвал дьяволом, а вот возвышенную – Богом. Мы всегда воспринимаем Нечистого, как некую личность, которая постоянно творит зло, вносит распри, подталкивает ко лжи, пробуждает ненависть, полностью безнравственную и коварную. А разве это не самые низкие части натуры самого человека? Ведь, в общем, и Бог, и Дьявол представляют собой единое целое – тот самый аверс и реверс монеты.
Представим себе существование Дьявола не в виде аллегории или принципа, а в виде персоны – мыслящего существа, имеющего некую форму (пусть даже с «традиционными» рогами и копытами). Допустим, что он бессмертен и необычайно умён, что ему ведомы тайны мира настолько сокровенные, что человек не сможет приблизиться к их пониманию даже в самых смелых мечтах. Теперь появляется вопрос – какое может быть дело такому существу до каких-то людей? Ничтожно малых, смертных, предсказуемых в своих действиях и ограниченных в фантазии. Пожалуй, персонифицированный дьявол проявлял бы не больше интереса к людям, чем сам человек – к колониям микробов, проживающих на поверхности его тела.
Только чрезмерная, гипертрофированная гордость побуждает человека думать, что ним интересуются боги и дьяволы, что планеты движутся для того, чтобы оказывать влияние на его судьбу. Биологи из Университета штата Индиана подсчитали, что нашу планету населяет около триллиона видов живых существ. Но только человек уверовал в то, что он является венцом творения (некоторые пошли дальше и вовсе объявили себя богоизбранным народом). Так в чем же она все-таки - сущность Дьявола?В низости помыслов, в мелочности желаний, в подлости и предательстве для достижения своих целей, в аморальности и сластолюбии? Но ведь все это исключительно – человеческие качества и человеческая сущность. Значит, Сатана представляет собой порождение сознания человека, а не творение Высших Сил? Ответов на этот вопрос столько же, сколько и религий в мире, сколько мировоззрений, даже сколько личностей на планете. Каждый может объяснить сущность Дьявола по-своему, но общего канона нет.