Найти в Дзене

Потребности детей, набор и сохранение групп занимающихся.

Для успешного решения этих задач следует знать, что приводит детей и подростков в спортивные залы, где идут тренировки по конкретным видам спорта. Их приводит та или иная потребность, а возможно и целый комплекс из нескольких потребностей. Потребностная сфера весьма сложна и мало изучена, но главное заключается в том, что именно разобравшись с основами знаний о потребностях людей, тренер начинает

Для успешного решения этих задач следует знать, что приводит детей и подростков в спортивные залы, где идут тренировки по конкретным видам спорта. Их приводит та или иная потребность, а возможно и целый комплекс из нескольких потребностей. Потребностная сфера весьма сложна и мало изучена, но главное заключается в том, что именно разобравшись с основами знаний о потребностях людей, тренер начинает постигать психологию, а, следовательно, и становится настоящим педагогом (Леонтьев А.Н.,1971; Пилоян Р.А.,1984).

Потребности - это испытываемая человеком нужда в чем-либо. Наличие их является серьезной предпосылкой активности индивида. Самая простейшая классификация позволяет все потребности разделить на две группы: биологические и социальные. В первую входит потребность в кислороде, воде, пище, продолжении рода, движении и т.п. Они очень важны, но напрямую почти не влияют на приход потенциального ученика в спортивный зал. Пожалуй, исключение составляет потребность в движении, поскольку именно она подчас приводит двигательно-активных (моторных) детей в спорт. Во вторую группу входят так называемые социальные потребности: в познании, общении, оценке окружающих людей, самоутверждении, самореализации и т.п. Они возникли на заре развития человека как вида, в период объединения с другими себе подобными людьми, в родоплеменное сообщество с целью совместного выживания.

Главное, что нужно знать тренеру о потребностях, это об их предметной основе. Дело в том, что потребность как бы дремлет в человеке и начинает активно направлять его мысли и поступки только после того, как найдет предмет своего удовлетворения. Психологи называют этот момент опредмечиванием потребности, началом формирования мотивации (Леонтьев А.Н.,1971).

Важно подчеркнуть, что в основе ее формирования лежат потребности, причем не сами по себе, а нашедшие предмет собственного удовлетворения. Знание данной особенности потребностной сферы очень важно для понимания причин безудержного стремления детей и подростков в спортивную секцию по конкретному виду спорта. Именно, исходя из этих знаний, при наборе не следует ограничиваться лишь вывешиванием объявлений. Необходимо прийти в общеобразовательную школу со своими учениками и наглядно показать, что могут делать те, кто занимается данным видом спорта. Не следует надеяться на случай и телевидение, а самому показать перспективу овладения боксом, карате, борьбой и другими видами единоборств.

Далее тренер должен знать, что потребности по мере их удовлетворения гаснут, а при невозможности их удовлетворения ребенок находит другой путь, вплоть до смены места занятия и даже вида спорта. Поэтому очень важно проводить тренировки разнообразно, насыщенно с тем, чтобы они соответствовали потребности и тех, кто испытывает нужду в общении и тех, кто нуждается в новых знаниях, а также желающих завоевать уважение в школе, микрорайоне или семье. В связи с проблемой сохранения групп тренеру следует знать, что потребности в общении, познании, движении могут привести ребенка и даже на некоторое время удержать в стенах спортивного клуба, особенно последняя из них. Однако если стремиться к тому, чтобы конкретный вид спорта вошел в жизнь ученика надолго, даже может быть навсегда, следует актуализировать в его сознании потребность в оценке окружающих людей. Во-первых, эта потребность, которую иногда еще называют самовыражением, самоутверждением, сыграла огромную роль в развитии человеческого общества. Многие открытия в науке и культуре, гражданские подвиги в производственной сфере были достигнуты благодаря именно этой потребности. Во-вторых, здоровое честолюбие присуще всем без исключения людям. Главное его актуализировать (пробудить), то есть связать в сознании индивида потребность в самоутверждении со спортивным результатом, как главной составляющей предмета спортивной деятельности. Успешное решение этой задачи приведет к тому, что для конкретного подростка единоборство на долгие годы станет любимым занятием, он преодолеет все трудности на пути к овладению любимым видом спорта, полнее раскроет свои потенциальные способности.

Интерес и привязанность к конкретному виду единоборств - это лишь первый шаг к формированию мотивации спортивной деятельности. Оба эти процесса взаимосвязаны, поскольку в их основе лежит один и тот же механизм. Следует отметить разницу между увлечением единоборствами, как интересной игрой, и занятие ими как деятельностью. В первом случае достаточно лишь интереса и привязанности, а единоборства следует рассматривать как дополнение к учебе и другим увлечениям ребенка. Во втором, необходима устойчивая мотивация, поскольку с талантливым учеником начнется профессиональная работа.