Найти тему
УСПЕХ БЕСКОНЕЧЕН

«НЕМНОГО ФАКТОВ ИЗ ИСТОРИИ О ЖЕНЩИНАХ: ИНСТРУКЦИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ, НАПИСАННАЯ ЕКАТЕРИНОЙ ||»

«Никаких перин - только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи - давать только чёрный хлеб. Зато игр - сколько угодно, ведь «детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей». 

 

Екатерина II
Екатерина II

Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны, а читать их интересно и в наши дни. 

В 1784 г. Екатерина II составила подробную инструкцию по воспитанию своих внуков для князя Николая Ивановича Салтыкова - официального воспитателя Александра и Константина. 

Екатерина II, на прогулке с внуками
Екатерина II, на прогулке с внуками

В талантливом педагогическом трактате «Наставление о воспитании...» изложены принципы воспитания здоровой личности - строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой. 

Не запрещать им играть, сколько хотят. 

Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их. 

Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.

Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению. 

Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи.

Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился. 

Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях. 

Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить. 

К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить. 

Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию. 

Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание. 

Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках. 

Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет. 

Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать. 

Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть - принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою. 

Источник: Екатерина II, Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина : 13 марта 1784 года : собрание русского императорского исторического общества. Т. 10ю - С. 310-330. 

PS: Современное детство
PS: Современное детство