«Яко лев пущень бысть на злодейственыа еретики, ногты своими растерзаа тех скверныя утробы... Зубы же своими сокрушаа и растерзав и о камень разбивав» Преп. Иосиф Волоцкий, похвала Геннадию Гонозову, первому русскому инквизитору.
Всем печально известна католическая инквизиция, в особенности злодеяния испанского монаха Торквемады, замучавшего и сжегшего сотни тысяч людей. Но мало кто знает, что на Руси были инквизиторы и покруче, которые, набравшись опыта у испанской инквизиции, пошли дальше и поставили дело на воистину широкую ногу. И отцом русской инквизиции можно по праву назвать архиепископа Новгородского Геннадия Гонозова.
Когда мы говорили о свержении и убийстве первого русского государя Дмитрия Иоанновича в 1505-ом году, мы уже видели, что для того, чтобы удержаться у власти церковным князьям того времени надо было обвинить в ереси всех тех, кому стареющий и постепенно сходящий с ума Иван III прежде доверял. Тех, кто поддержали его, кто сплотили вокруг него всю Русь - ни больше, ни меньше. И это им удалось. Иван III дал себя убедить в том, что Русь должна принять Византийскую модель общества и церкви. Тогда же пришла на Русь и страшная церковная инквизиция.
Откуда пришла инквизиция на Русь?
Как же все было? Вскоре после присоединения Новгорода к Москве в 1471-ом году в Новгороде, по инициативе новоставленного архиепископа Геннадия Гонозова, был основан церковный трибунал - под предлогом борьбы с диссидентами.
В это же самое время на Западе, в Испании, вел свою активную деятельность печально известный Великий инквизитор — доминиканец Торквемада. Многочисленные источники, повествующие о деятельности этого изверга рода человеческого, единодушны в том, что ни о какой объективности в инквизиторских процессах того времени не стоит даже и говорить. Достаточно было показаний всего-навсего одной личности против конкретного человека или целой группы, обвиненной в еретичестве, чтобы эти люди были схвачены по предъявленным обвинениям.
Нашим было тогда чему поучиться у латынян, и с 1493 года под крылом Геннадия Гонозова в Новгороде проживал «мних обители святого Доминика» (т. е. доминиканец, а именно в руках доминиканцев была Западная инквизиция) «верою латынянин», который около 1497—1499 годов по поручению Геннадия составлял специальный трактат «Слово кратко противу тех, еще в вещи священные... встречаются». (См. Седельников, 1925, с. 212—273).
Особенности русской инквизиции
Это сочинение, по сути своей папистское, оправдывало инквизицию и было сконцентрировано на превосходстве власти духовной над светской. В нем как бы переносится на русскую почву старая католическая теория о двух мечах — «вещественном» и «духовном», которыми Церковь должна защищать свое богатство «даже и до своего кровопролития».
Русская инквизиция учла опыт испанской и двинулась дальше. Если человек, говоря языком Геннадия, «запирался», его подвергали самым ужасным пыткам, вынуждая признаться в еретичестве. Если же обвиняемый этого не делал, то его сжигали на медленном огне как нераскаявшегося еретика. Так было принято и на Западе, у католиков. Русским новшеством была казнь людей целыми семьями, общинами, районами. К тому же на Руси научились сжигать медленно - дрова поливали "святою водою", чтобы они медленнее горели и чтобы огонь принес максимум страданий.
Папацезаризм на Руси
О склонности Геннадия к методам Римской церкви и к попыткам переделать Русскую церковную традицию на манер латынской говорят все документы того времени. К примеру в начале 90-х годов именно в геннадиевском окружении возникла «Повесть о белом клобуке», автором которой, возможно, был Дмитрий Грек (Траханиот), лицо, близкое к новгородскому архиепископу. Белый клобук (знак достоинства новгородского архиепископа) в качестве символа высшей церковной власти перешел от римского папы Сильвестра к новгородскому архиепископу — так утверждает «Повесть». А значит, новгородский архиепископ становится по своему положению выше московского царя: «Белый же сей клобук» оказывался даже «честнее» царского венца.
Отыскивалась и монастырская преемственность Новгорода от Рима, откуда святой Антоний якобы приплыл на камне, чтобы основать обитель в Новгороде; новгородский архиепископ, заключив соблазнявшего его беса в сосуд, в одну ночь съездил на нем в Иерусалим, чтобы поклониться святому гробу, и к утру вернулся к своей «святой Софеи». Таким образом стала вымещаться, потом выжигаться свободолюбивая древняя традиция славянского, андреевского христианства - и замещаться репрессивным латинством, помноженным на немыслимую жестокость и изобретательность русских палачей.
Другим новшеством в русской инквизиционной традиции, которое переплюнуло Запад, явилось полное бесправие русского человека перед церковным судом. Если на Западе еще требовалось формальное признание еретика, или группы еретиков, в своем каком-то несогласии с Папой Римским, то Гонозов эту ненужную волокиту устранил. На соборе 1490 года Геннадий требовал и добился казни несогласных с ним без суда и следствия, утверждая, что разговаривать с ними нечего. Накануне собора он писал в Москву: «Дабы о вере никаких речей с ними не плодили; токмо того для учинити собор, что их казнити — жечи да вешати... Да пытали бы на них накрепко о том, кого они прельстили... Да не плошитеся: станьте крепко» (чит. по Пыпин,с 106.).
Но и тут прогрессивный русский инквизитор не остановился - и вновь пошел дальше испанской инквизиции. Испанская инквизиция обязана была через суд возвращать часть имущества "еретиков" их семьям, а остальное имущество переходило государству. Таким образом гипотетически устранялась заинтересованность церковных инквизиторов в личном обогощении. Западные инквизиторы были голодные и злые, а русские - жирные и злые. Геннадий устроил все дело так, что дома и все имущество еретиков не отдавались родственникам погибших, не переходили государству, а изымались в пользу Церкви и в пользу донесшего на еретиков. Такого еще история не знала - и вот узнала.
Интересно заметить, что среди арестованных и замученных Геннадием большой процент составляли люди состоятельные. Кстати сказать, в 1503 году Геннадий, этот, казалось бы, оплот, столп Церкви, был лишен архиепископского сана за «мздоимство» с поставляемых им священников, а попросту говоря, за взяточничество и корыстолюбие. Но это случилось только потому, что он уже совсем разыгрался - хулил царя и называл себя законным государем всея Руси, а несогласных просто сжигал на костре.
И я еще вернусь к этой теме. Она, увы, тут не исчерпывается - а только начинается.
Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен :
" Открытая Семинария ",
Заходите на мой сайт " Духовный миллионщик ". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале « Открытая семинария ».
А на YouTube канале « Солёное радио » мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.