Найти тему
Музей Будущего

"Безумный Макс" плюс "Туманность Андромеды". Чем удивил британский фантастический фильм 1936 года

Оглавление

В 2021 году я провожу фантастический марафон: в каждом месяце можно прочитать один из трёх предложенных романов или выполнить небольшое задание на каждый день. Я постарался отобрать известные произведения, которые не читал или не смотрел сам. Это одно из них.

О кинофильме "Облик грядущего" (H.G.Wells' Things to Come, 1936) я узнал случайно, когда готовил статью о творчестве художника Лорана Дюрье, чей современный постер вы видите выше. Имя Герберта Уэллса на афише подогревало интерес, и я задался целью найти и посмотреть фильм. Скажу сразу: он превзошёл мои ожидания.

-2

Сюжет

Картину можно условно разделить на три неравные части. В первой мы видим начало новой большой войны в Европе, ужасные бомбардировки и сломанные судьбы жителей городка Эвритаун. Фактически автор сценария, Герберт Уэллс, предсказал Вторую мировую войну и роль авиации в ней.

Вторая часть - это первая попытка снять постапокалипсис, причём очень удачная: толпы оборванных жителей, деспотичный Вождь и нехватка бензина живо напоминают классического "Безумного Макса". Но не весь мир лежит в руинах: где-то начинается планомерное восстановление, и первый посланник нового мира прибывает в Эвритаун.

-3

Третья часть, впечатлившая меня больше всего, показывает Эвритаун образца 2036 года. Это уже не маленький британский городок и не руины, а огромный футуристичный город, построенный для удобства всех его жителей. Готовится к запуску первый экипаж к Луне, но противники прогресса пытаются этому помешать.

-4

Сложно ли смотреть фильм 1936 года?

Изначально лента была чёрно-белая, но я смотрел цветную версию, созданную в 2007 году американской студией Legend Films, что несколько облегчило восприятие.

Не стоит ожидать, что кинолента, снятая 65 лет назад будет восприниматься легко. Сложнее всего во второй части с длинными диалогами и отсутствием ярких центральных персонажей, к которым мы привыкли в современном кинематографе.

-5

Яркие моменты

Фактически перед нами несколько жанров в одном, два из которых - центральная постапокалиптическая и последняя утопическая части - предвосхитили последователей. Костюмы людей будущего, больше похожие на древнеримские одеяния, местами напомнили мне советский фильм "Туманность Андромеды".

-6

Впечатляет работа создателей над обликом Эвритауна будущего. Эскалаторы, лифты, обширные площади и растения - таких городов мы ещё не создали. А вот умные часы, по которым можно вести переговоры, у нас уже есть, как и огромные экраны.

-7

Но самое главное - это социологическое предвидение, в чём Герберту Уэллсу тоже не откажешь. Идея о том, что любое мнение может легко транслироваться на весь мир и влиять на умы, - гениальное предсказание YouTube и блогеров.

Уэллс полемизирует с создателями фильма "Метрополис" (1926), проводя мысль, что прогресс однозначно принесёт достаток и счастье Человечеству, а последний монолог показывает абсолютный оптимизм фантаста. Вопрос, на который сегодня трудно ответить:

Вселенная — или ничто. Что мы предпочтем? Что предпочтет Человечество?..

Посмотрите цветную версию фильма с русским переводом и присоединяйтесь к фантастическому марафону Музея Будущего!