Мне всегда хотелось работать по призванию, а не тупо из-за денег. К сожалению, с выбором специальности в университете я промахнулась. Поступила на юрфак, так как была закоренелым гуманитарием: интересовалась правоведением, социологией, психологией, историей и прочими дисциплинами из той же оперы.
Уже на 4 курсе я поняла, что не хочу возиться с бумажками и бегать по судам. Однако всё же отработала 2 года по специальности. Не пропадать же зря долгому периоду учёбы и красному диплому. Тесное знакомство с судебной системой ещё сильнее убедило меня в том, что надо оттуда бежать. Работа не приносила ни нормальных денег, ни морального удовлетворения, да и особых перспектив не сулила.
Как я стала фрилансером
В 21 год я узнала о фрилансе. Он показался мне просто раем: можно работать из дома, браться исключительно за интересные проекты, не зависеть от начальника, постоянно увеличивать свой доход. В качестве первой удалённой профессии я выбрала копирайтинг, так как ещё с детства любила писать рассказы и повести.
Из-за подготовки к окончанию универа времени на поиск прямых клиентов у меня не было. Поэтому я пошла по пути минимального сопротивления: зарегистрировалась на бирже контента Etxt. А потом ещё на парочке похожих сайтов: Advego, TextSale, Text.
Как шли дела в первое время
Как и 90% новичков, в первые месяцы я выполняла копеечные заказы и писала копеечные статьи на продажу. Работа приносила только моральное удовлетворение. Мне платили не больше 30 рублей за 1000 символов. Я тогда рассуждала по стандартному шаблону, который вычитала в информационных статьях о заработке в Интернете. Мол, поработаю на старте "за спасибо", подниму рейтинг, накоплю положительные отзывы, соберу портфолио, а потом... Ух как заживу! Подниму расценки в несколько раз и буду брать только "вкусные" заказы. Ага, как же.
Со временем я оставила работу в офисе и полностью переключилась на копирайтинг. Даже научилась находить прямых заказчиков (вне бирж). Но через 3 года мои ожидания так и не сбылись, что привело к глубокому разочарованию.
Что не так с копирайтингом
Если вы хотите хорошо зарабатывать и чувствовать себя значимым человеком, не идите в копирайтинг. Вот серьёзно.
Конечно, и в этой профессии есть фрилансеры с доходом 50 000-300 000 рублей. Однако их единицы. Подавляющее большинство копирайтеров трудятся за миску еды. Причём худшее место для работы - биржи контента. Судите сами:
- количество новых исполнителей каждый год растёт в геометрической прогрессии;
- 80% новичков жёстко демпингуют;
- основная масса клиентов - контент-менеджеры, сеошники и веб-мастера, которые не могут увеличить бюджет на статьи;
- заказы с нормальной тематикой и оплатой выше 60 рублей за 1000 символов набирают по несколько десятков заявок;
- администрация всегда на стороне того, кто платит.
Сейчас на Etxt у меня высокий рейтинг, куча положительных отзывов и объёмное портфолио. Однако я до сих пор сражаюсь за заказы в ценовом диапазоне 80-120 рублей за 1000 зн. Заявки нужно подавать каждый день и в огромном количестве, иначе простой в работе обеспечен. Более дорогие заказы на биржах попадаются крайне редко, а выхватить их нереально.
Когда я работала в ценовом сегменте 30-80 рублей за 1000 зн, постоянные заказчики чуть ли не целовали меня. Но стоило слегка повысить планку, как их ветром сдувало. Каким бы талантливым, грамотным, экспертным автором ты ни был, на бирже тебе всегда готовы найти дешёвую замену. Рынок контента суров, увы.
Тут многие коллеги могут возразить: "Сама виновата. Надо было работать с прямыми заказчиками, а не на биржах время терять. И писать не информационные статейки, а продающие тексты.". Работала, писала. И вот какие выводы сделала.
- Размер оплаты не зависит от того, сотрудничаешь ты с человеком напрямую или через биржу. На рынке уже установились некие средние планки. Если вы ищите заказы через соцсети, Телеграм, сео-студии и информационные сайты, то вряд ли прыгните выше 1,5-3$ за 1000 зн. Более дорогие сегменты - тексты для Инстаграма и интернет-магазинов. Однако заказы оттуда не льются рекой. Надо тратить много времени на поиски, переписки, переговоры.
- Продающий текст написать сложнее, чем информационную статью. Иногда на это уходит 2-3 дня. Особенно, если речь идёт о какой-то специфической нише вроде медицинского оборудования. Следовательно, стоимость рабочего часа копирайтера остаётся практически на том же уровне. Ну, или приходится халтурить, что в конечном счёте ведёт к потере клиента.
В общем, в копирайтинге очень сложно зарабатывать нормальные деньги. Проще пойти в другую сферу, чем выжимать из себя последние соки на текстах. А есть ещё куча других "подводных камней": рутина, эмоциональное выгорание, неинтересные проекты, критика, доработки, боли в спине из-за постоянного сидения за компом и так далее.
Вместо заключения
Возможно, я где-то повернула не в ту сторону, что и привело к неудовлетворительным результатам. Если вы добились успеха в копирайтинге, поделитесь вашими секретами в комментариях. Мне будет интересно узнать, как вырваться из порочного круга. Или пожалуйтесь на свою работу. Будем грустить вместе.