Творчество Штефана Лукьяна — последователя выдающегося румынского художника Николае Григореску — сыграло большую роль в определении путей развития румынского искусства XX в.
Лукьяна не удовлетворяло однообразие тематики и условность в изображении сцен из крестьянской жизни, которые были весьма типичны для официального румынского искусства второй половины XIX в.
Он организовал «группу независимых художников» и выпустил «Манифест», приуроченный к открытию выставки «независимых».
В «Манифесте» подчеркивалась непримиримая позиция «группы» по отношению к официальному искусству. Это была программа нового искусства, и самым пламенным проповедником его до конца своей жизни был сам Лукьян.
Очень распространенный в румынском искусстве крестьянский жанр наполнился в его произведениях социальным содержанием; им создано немного портретов, но по силе выразительности и глубине внутренней характеристики образа он превзошел своих предшественников и его бесспорно можно считать зачинателем румынского психологического портрета.
Особое место занимал в творчестве Лукьяна пейзаж. Красочная природа Румынии на протяжении всей его жизни была для него неисчерпаемым источником вдохновения. Он никогда не уставал изображать самые, казалось бы, неприметные и скромные уголки природы, раскрывая их непреходящую красоту и поэтическое очарование.
Пейзажи, полные тишины и покоя, ликующая, «умытая» после дождя зелень, пронизанный солнцем дворик бедной окраины в знаменитой картине «Прачка» — все это оживлено виртуозной кистью вдохновенного мастера Всегда привлекали Лукьяна и цветы, в которых он видел частицу природы. Их он писал до последнего дня когда был скован параличом и кисть приходилось привязывать к руке.
Трудно представить себе, как мог этот неизлечимо больной человек, почти калека, создавать произведения, которые можно назвать гимном радости и счастья.
Н. Элиасберг, Музей изобразительных искусств, Москва
Еще более интересного на сайте www.aliasort.ru