В критике комедию Гоголя "Ревизор" принято называть лучшей социальной комедией своего времени. Созданная на основе глубочайшего проникновения в сущность общественных явлений, комедия "Ревизор" сыграла немаловажную роль в развитии общественного самосознания. Высокий реализм тесно слился в "Ревизоре" с сатирой, сатира - с воплощением социальных идей. Разъясняя смысл "Ревизора", Гоголь указывал на роль смеха: "Мне жаль, что никто не заметил честного лица бывшего в моей пьесе... Это честное, благородное лицо - был смех". Писатель ставил перед собой цель - "смеяться сильно" над тем, что "достойно осмеяния всеобщего" ибо в смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество. Близкий друг Гоголя, Аксаков, писал что "современная русская жизнь не дает материала для комедии". На что Гоголь ему ответил: "Комизм кроется везде... живя среди него, мы его не видим, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху".
Своеобразие гоголевского смеха заключается прежде всего в том, что предметом для комизма избраны не плутни кого-либо героя, а сама современная жизнь в её комический уродливых проявлениях. В основе сюжета "Ревизора" лежит типично комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но в отличие от своих предшественников, Гоголь решает эту ситуацию по-новому. Хлестаков ни за кого себя не выдает. Чиновников обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли провёл бы городничего, который "мошенников из мошенников обманывал". Именно непреднамеренность поступков Хлестакова сбило с толку городничего. В "Ревизоре" нет внешних толчков к развитию действия.
Как ни парадоксально, основным импульсом развития комедии является страх чиновников. Чувство страха объединяет раздираемый внутренними противоречиями город в единый организм. Это же чувство страха делает всех жителей города чуть ли не братьями. Оказывается, не родство душ, не общность интересов, а только страх способен сплотить этих людей. Происходящее выявляло в людях их истинное ,уродливое и смешное лицо, вызывало смех над ними над их жизнью, которая была жизнью всей России.
"Над собой смеетесь"
-, это ведь обращено в хохочущий зрительный зал. Гоголь смеётся как над всем уездным городом в целом, так и над его отдельными обитателями, над их социальными пороками.
Беззакония, казнокрадство, взяточничество, корыстные мотивы вместо заботы об общественном благе - всё это показано в "Ревизоре" видеть всех общепризнанных форм жизни, вне которых управители не мыслят себе своё существование. Смешное обнаруживается и в той серьёзности, с которой относится к своему делу каждый из персонажей комедии. Все они заняты своим делом как величайшей задачей всей жизни. Читателю же со стороны видна незначительность и пустота их забот. Таким образом, Гоголь наглядно показывает контраст суетливый внешней деятельности и внутреннего окостенения."Ревизор" - комедия характеров.
Юмор Гоголя психологичен. Смеясь над персонажами "Ревизора", мы, говоря словами Гоголя, смеёмся не над их "кривым носом, а над кривую душою". Комическою Гоголя почти целиком отдано обрисовке типов. Отсюда неприятие фарса, карикатуры. Сам автор писал: "Больше всего надо опасаться, чтобы не впасть в карикатуру". Так, отдавая спешные приказания к приему ревизора, городничий путает слова: " пусть каждый возьмёт в руки по улице, черт возьми по улице! - по метле..." Минуту спустя он хочет надеть вместо шляпы бумажный футляр. В записке, полученный Анной Андреевной от мужа, содержится забавная путаница: "Я ничего не понимаю, к чему же тут солёные огурцы и икра?'' Квартальные, которым городничий указывает на лежащую на полу бумажку "бегут и снимают её, толкают друг друга впопыхах". Поздравляя Анну Андреевну с "обручением" дочери, Бобчинский и Добчинский "подходят в одно время и сталкиваются лбами". Вот, пожалуй, и все подобные сцены и подробности. И мы видим, что эти смешные "цепляния" - скорее сопутствующие тона к основному мотиву. Они характеризуют атмосферу спешки, неразберихи, страха. Комическое Гоголя, как правило, вытекает из характеров героев.
Автор, равно как и читатели, смеётся также над несоответствиями характеров людей и их положением в обществе, над несоответствием между тем, что персонажи думают и что говорят, между поведением людей и их мнением. Так, к примеру, чиновники с женами, пришедшие поздравить городничего и Анну Андреевну с прекрасной партией дочери, в глаза льстят, про себя же отзываются о городничем весьма нелестно: "Не судьба, батюшка, судьба-индейка; заслуги привели к тому. Этакой лезет всегда в рот счастье".
Обличая всё дурное, Гоголь верил в торжество справедливости, которая победит, как только люди осознают гибельность "дурного", а чтобы осознали, Гоголь осмеивает все презренное, ничтожное. Реализовать эту задачу ему помогает смех. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью или плохим характером, не тот легкий смех, служащий для праздного развлечения,не тот который "весь излетает из светлой природы человека", на дне которой заключён "вечно бьющий родник его".