Найти тему
Игорь Орлов

Парадоксальный пост святителя Луки

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (фото из открытых источников)
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (фото из открытых источников)

В мае 1923 года, после принятия сана, епископу Луке предъявляют обвинение в тех действиях, которые он не совершал и берут под арест.

В качестве первого испытания, ему предлагают: откажись от рясы и получишь свободу.

Простой ли это выбор для святителя Луки?

Почему светский врач – Валентин Войно-Ясенецкий - стал священнослужителем и почему ему было дорого это?

Здесь две причины.

Первая. Душа его с детства стремилась к высоким духовным и нравственным идеалам, к Богу.

Вторая. Импульсом глубокого обращения в веру, послужила потеря неземной земной любви. В 1919 году умирает от туберкулеза горячо любимая жена его – Анна Ланская. И он остается один, с четырьмя детьми на руках. Валентин начинает посещать церковные собрания, выступает на них, да так глубоко и проникновенно, что епископ Ташкентский Иннокентий мудро замечает, что Валентину стоит принять священнический сан. И Валентин соглашается, добавляя лишь одно: «Если так угодно Богу»

В духовном опыте подвижников можно встретить немало схожих случаев, когда сильное земное несчастье обращало людей к Небу, Богу, направляло в веру.

Патриарх Александрии Иоанн Милостивый, после гибели семьи принимает монашество и священнический сан.

Преп. Далмат Исетский, потеряв любимую жену, имея пятерых детей, обращается в веру.

Св. блаженная Ксения Петербургская, потерявшая любимого супруга, с которым прожила всего лишь 3,5 года, всей душой обращается к Богу.

Из современных старцев, пожалуй, это история жизни старца схиархим. Власия Перегонцева.

Потеря земного счастья открывала этим, и многим другим людям, дверь в неземное, Небесное, Святое, Божье.

Но вернемся к святителю Луке (Войно-Ясенецкому). Заключив его под стражу в 1923 году ему предложили: откажись от священнического сана и получишь свободу.

Странный и жестокий выбор, недостойный цивилизованного общества.

Человек имеет законные права на свободу, свобода вероисповедания – одно из них.

Кого любить и кому верить человек выбирает сам. И никто не имеет право посягать на этот выбор.

Но в реальности посягали и посягают. И этот показатель - уровень зрелости человеческого общества.

Святитель Лука отказывается от свободы такой ценой. Свобода без духовного стержня – бесформенная свобода.

В качестве средства духовной помощи святитель Лука прибегает к посту. Парадоксальному посту, посту как голодовке. И этот пост помогает ему остаться собой и выдержать напасти. Далее следуют ссылки и тюрьмы.

Другой раз, при аресте, святитель Лука вновь прибегает к такому же посту, но его обманывают: дают обещание в обмен на то, что он прекратит пост. Он прекращает, а люди, давшие обещание – его не сдерживают.

Более тяжелые события со святителем происходят в конце июня 1937 года. Ему уже 60 лет. Его вновь берут под стражу и обвиняют в том, чего он не совершал. И на этот раз хотят добиться его самообвинений и признаний.

Для этого святителя Луку подвергают пыткам, чтобы он взял на себя вменяемую ему вину и назвал своих сообщников.

Пытки происходят по методу «последовательного конвейера», по несколько раз в день, и ночами. 13 суток без сна.

Это крайне тяжело выдержать человеку, человеческому организму. Это неестественно, противоестественно, бесчеловечно. Но это реальность, в которой оказался святитель Лука.

И в этот момент, свят. Лука принимает парадоксальное, волевое решение: он идет на 18 дневный пост.

Казалось бы, он совершает неразумное, усиливает и без того невыносимые страдания.

Но это не так, по одной, главной и парадоксальной вещи:

Он внутренне взывает к Богу и совершает пост такой по заступничеству Христа.

Мы не верим в сверхъестественное?

Да, пока не сталкиваемся в реальности с противоестественным, бесчеловечным.

Сверхъестественное противоположно не естественному (как ошибочно полагают некоторые люди), а противоестественному.

Противоестественное творят люди и создаваемые ими бездушные, бесчеловечные, жестокие системы. Сверхъестественное – Бог, Его Благость, Любовь.

Святитель Лука совершает этот шаг, идет на такой пост, на трудный пост:

  • Чтобы остаться человеком.
  • Чтобы не стать вершителем лжи и зла.

Господь, через этот пост, усиливает его волю, помогает ему.

Святитель Лука не принимает вину на себя и никого не «сдает».

Пост такой, в угоду Бога, помогает ему остаться крепким духом, не сломиться, остаться цельным.

В своей автобиографической книге «Я полюбил страдание» архиеп. Лука скажет главное о том периоде:

«Тяжело было мне, но воспоминаю о нем как о светлой радости, как о великой милости Божией, ибо чувствовал, что рядом со мной идет Сам Господь».
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Схожие описания помощи Божьей в страданиях, находим и у свят. Афанасия Сахарова, архим. Иоанна Крестьянкина, архим. Павла Груздева у всех людей, кому выпала тяжелая доля тюрем и ссылок.

Все эти люди не делали зла, делали добро. И, казалось бы, должны были обрести благо, но обрели страдание. Незаслуженное. Но в нем им открылось великое Божье измерение: чувствовать Бога, Христа Его, Спасителя и Заступника, совсем рядом.

Несмотря на всю такую тяжелую долю жизни (тюрьмы, лагеря, ссылки в течение 11 лет), святитель Лука прожил долгую жизнь – 86 лет.

Четверо детей его, которые воспитывались без него, пока он был в ссылках и тюрьмах, выросли достойными людьми, выбрав, как и он, земной профессией – медицину, врачевание.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Читайте, пишите, делитесь с друзьями.

С наступающим Рождеством Христовым. Любви, добра и здоровья всем!