Импрессионист Пьер-Огюст Ренуар работал в жанре пейзажа, но предпочтение отдавал изображению находящихся в нем фигур. Больше всего ему нравилось писать детей и молодых хорошеньких женщин. Очарование его образов создается за счет гармонии чистых и радостных колористических сочетаний, а также с помощью применения лессировки (нанесение полупрозрачных красок на основной цвет). В ранней молодости Ренуар был живописцем на фарфоровой фабрике и навсегда сохранил некую текучесть мазка.
В работах Ренуара нет психологической глубины, для художника люди – лишь часть окружающего их пейзажа.
На картине «Завтрак гребцов» изображены отдыхающие за городом парижане. Они сидят за столом под навесом на террасе ресторана Фурнез в местечке Шату, где собирались любители гребли. Каждого из изображенных персонажей Ренуар приглашал для позирования отдельно, из-за чего работа над картиной растянулась на несколько месяцев. В результате получился большой групповой портрет.
Нижний левый угол. Слева с собачкой в руках художник изобразил свою возлюбленную Алину Шариго. Она юна и беззаботна. Вытянув пухлые губки, она тянется, чтобы поцеловать собачку. Алина Шариго работала швеей и подрабатывала натурщицей для художников. Так она и встретила Ренуара, с которым у нее завязался бурный роман. Первый ребенок у пары родился в 1885 году, но регистрация брака произошла лишь пять лет спустя – в 1890 году. Всего этот союз дал троих детей.
Верхний левый угол. Жюль-Альфонс Фурнез – сын владельца ресторана, в котором разворачивается сюжет картины. В Фурнезе Ренуар часто писал свои полотна («Завтрак каноистов», 1875), а члены семьи владельца становились его моделями.
Центр. Дама, пьющая из стеклянного стакана, - Эллен Андре. Эта французская актриса и натурщица позировала в качестве модели таким знаменитым художникам, как Эдуард Мане, Эдгар Дега и сам Ренуар.
Правый нижний угол. В группе справа спиной к зрителю сидит художник Гюстав Кайботт, рядом с ним – модель и бывшая продавщица цветов Анжель Лего, склонился над ними журналист Антонио Маджиоло.
Также на картине Ренуар изобразил актрису Жанну Самари, барона Рауля Барбье, поэта и критика Жюля Лафорга и других.
В целом на картинах Ренуара именно женщины очень похожи друг на друга: матовая светлая кожа, румянец, блестящие влажные глаза, светлые вьющиеся волосы с челкой, пухлые алые губы. Их очарование – в мимолетных, едва уловимых оттенках настроения. Сочетание полутонов и оттенков с чистыми насыщенными цветами дает поистине удивительный эффект.
В феврале 1881 года картину приобрел торговец Поль Дюран-Рюэль за 15 тысяч франков (весьма существенная сумма). После смерти Дюран-Рюэля в 1923 году его сыновья продали картину за 125 тысяч долларов известному американскому коллекционеру Дункану Филлипсу. В 1930 году знаменитый шедевр в числе других полотен коллекции Филлипса переехал в здание в районе Дюпон-Серкл в Вашингтоне, которое сейчас используется в качестве художественного музея.
Еще о Ренуаре можно прочитать здесь: Пьер Огюст Ренуар. Мир сквозь розовые очки
Об основоположнике импрессионизма Эдуарде Мане - здесь: Как «Завтрак на траве» Мане вдохновил Моне, Сезанна и Пикассо
и здесь: Как вдохновиться богиней и написать куртизанку. «Олимпия» Эдуарда Мане