Найти тему
Дневник Весты

Лада Веста: для чего нужен датчик сцепления

Некоторое время назад я удивился тому, что при выжиме сцепления повышаются обороты двигателя (примерно с 850 до 950).

Но в комментариях мне объяснили, что это сделано умышленно, чтобы можно было трогаться с места, не нажимая на газ.

Может в каких-то редких случаях это и полезно (например, при парковке), хотя я все равно предпочитаю газовать.

Ну да ладно. Есть такая возможность - и пусть будет. Сегодня я решил чуть подробнее с этим разобраться. И выяснил немало любопытного...

Понятно, что раз блок управления видит состояние педали сцепления, то на педали есть какой то датчик (или датчики). И да - он есть:

Датчик сцепления для Лады Весты. Фото из открытых источников.
Датчик сцепления для Лады Весты. Фото из открытых источников.

Насколько мне известно, такой же датчик имеется на Ларгусе. Цена его примерно 500 рублей.

Решил найти электрическую схему, чтобы понять, как и куда подключен этот датчик (хотя и так вроде понятно, что к блоку управления). Оказалось, что найти схему на Весту в хорошем качестве не так просто. Но зато попутно нашёл документ “ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ 21129 АВТОМОБИЛЕЙ СЕМЕЙСТВА LADA VESTA С КОНТРОЛЛЕРОМ М86 ЕВРО-5 – УСТРОЙСТВО И ДИАГНОСТИКА”. Так что буду его иногда почитывать из любопытства. Ну и делиться впечатления на этом канале - так что подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.

Ну и вот, собственно, выдержка из этого документа:

Место установки датчика сцепления Лады Весты
Место установки датчика сцепления Лады Весты

Как видите, по “научному” этот датчик называется “Выключатель сигнала положения педали сцепления” или сокращённо ВСППС. И, как сказано в этом документе, этот датчик используется для улучшения ездовых характеристик автомобиля, к коим, при желании, можно отнести и трогание с места без нажатия на педаль газа. Но, скорее всего, это не основное назначение.

Скорее всего, этот датчик используется как-то при движении. Ведь не зря пишут, что неисправность или неправильная регулировка этого датчика может привести к подёргиваниям и клевкам при переключении передач.

Ну и схему в итоге я всё таки нашёл:

Схема подключения датчика сцепления (позиция 30) к CAN-шине на Ладе Весте
Схема подключения датчика сцепления (позиция 30) к CAN-шине на Ладе Весте

Также в Интернете пишут, что датчик сцепления нужен для синхронизации вращения коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач. И по замыслу инженеров он должен устранять дёргание автомобиля при переключении скоростей.

Больше пока никаких сведений не нашёл. Если есть знатоки, то просьба добавить в комментариях подробности - на что всё-таки влияет датчик сцепления, кроме изменения оборотов двигателя при выжиме педали, и действительно ли помогает устранить дергание при переключении передач.

Я могу сравнивать только с Приорой. И по сравнению с Приорой - да, переход с одной передачи на другую на Весте происходит более плавно. Но всё-таки полностью рывки не исключены и в большей степени это зависит от мастерства водителя.