Дорогие друзья! Продолжаю вас знакомить с лучшими российскими авторами. Сегодня обзор книги екатеринбуржского писателя Александра Кердана - поэта, прозаика, сопредседателя правления Союза писателей России, кандидата философских наук, доктора культурологии, лауреата многих литературных премий: "Большой литературной премии России" (2010 год), "Премии им. Александра Грина" (2007 год), "Премии им. Бажова" (2000 год), "Международной премии им. Пикуля" (2019 год) и др.
Статья опубликована в литературно-художественном альманахе "Чаша круговая" №13/2014.
Александр Кердан . Тринадцать: Простые рассказы. - Екатеринбург. Изд-во "АсПУр", 2014. - 122 с.
Есть устойчивое мнение, что современная русская литература переживает кризис. Речь идёт не о литературных технологиях, не о техниках письма – с этим серьёзных проблем не наблюдается. Скорее, даже наоборот. Речь идёт о тенденциях развития, о путях, об идейных и духовных направлениях творчества. Тенденции же, основанные на чётко выраженных коммерческих аспектах, предполагают с одной стороны реализацию технического подхода к современной словесности, с другой стороны, эти самые коммерческие тенденции ведут к потере духовной составляющей и той глубины текста, что призвана кардинально изменять внутреннее содержание читателя. Менять в том смысле, как это проделывали и продолжают проделывать с нами мощнейшие творения Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова… Так всё же кризис? Застой? С огромным удовольствием спешу отметить, что это не так, во многом благодаря представителям современной русской литературы, живущим и работающим в провинции. Среди авторов-уральцев, уже давно известных не только филигранной работой с художественной тканью, но и тонким, глубинным исследованием сложнейших психологических и духовных пластов, назовём Арсена Титова, Геннадия Скобликова, Олега Павлова. В этом ряду авторов духоподъёмной литературы с полным правом находится и Александр Кердан.
Он недавно произвёл серьёзный резонанс в литературном мире значительной и масштабной исторической эпопеей «Земля российского владения», посвящённой героическому и драматическому освоению нашими предками Аляски и Калифорнии. Работа над сводом исторических романов заняла почти четверть века. Тем более интересно было ознакомиться с новой – недавно вышедшей книгой Кердана «Тринадцать. Простые рассказы».
В книгу вошли тринадцать небольших прозаических произведений, посвящённых военной службе и написанных автором в разное время в период с 1994 по 2013 годы. Достоверность излагаемых событий обусловлена в числе прочего тем, что автор, сам в прошлом офицер, многое повидавший, знающий армейскую жизнь, что называется «изнутри». Личный опыт, несомненно, вносит колоссальную ценность в предложенные писателем нравственно-психологические исследования жизни офицерского корпуса в период заката советской империи и становления нового российского государства.
Рассказы написаны простым, непринуждённым слогом с использованием разговорной лексики и адресованы широкому кругу читателей. Однако простота авторского текста оказывается мнимой: при более внимательном рассмотрении, очевидна его огранка и, я бы сказал, взвешенность каждого слова, каждой фразы – серьёзное авторское мастерство, которое и позволяет в итоге достичь такой непринуждённости изложения. Автор, на самом деле, использует более чем богатый художественно-литературный арсенал. Вроде бы простым языком автор говорит о простых, житейских проблемах. Но говорит «не просто»: за лёгкой непринуждённостью просматриваются проблемы исключительно серьёзные: гуманизм, офицерская честь, темы прощения и выбора! О наболевшем автор ведёт речь с предельной, какой-то даже горчащей откровенностью и прямотой. Ведёт так, что читателя порой прошибает озноб. Однако каждый рассказ неизменно заканчивается на такой высокой ноте, что понимаешь: достичь этой катарсической высоты без горечи и боли было бы невозможно. Читателю предстоит некоторые из предложенных автором тем буквально выстрадать вместе с героями Кердана!
Показателен в этом плане рассказ «Вне очереди», где автор говорит об офицерской чести, долге, человеколюбии. Где герой рассказа полковник Нахимчук в конце концов погибает ибо он – человек амбициозный, своекорыстный, разменявший понятия офицерского долга на частные интересы, связанные только с личным благополучием. Будь этот гибнущий в финале офицер полным негодяем, душа читателя, жаждущая наказания такого персонажа, была бы удовлетворена. Но не всё так просто: полковник Нахимчук не шекспировский злодей, и сколько ни ничтожен он в своих поступках, но всё же остаётся человеком, не лишённым сострадания – пусть и мимолётного, но сочувствия, пусть и зачаточного, отступающего перед собственным «я» чувства порядочности. И потому предложенный автором финал – безусловно, тяжёлый – ценен ещё и побуждением читателя к сложным и неоднозначным оценкам и выводам.
С высочайшим мастерством, опять же при помощи простой повествовательной формы, автор умело и тонко реализует лирическую линию. В этом плане особенно показательны рассказы: «Праздничная ночь» и «Берёзка». Главный персонаж первого рассказа – командир горно-пехотного батальона в Афганистане много месяцев несёт боевую службу вдали от цивилизации и женщин. Любой мужчина, отбросив ханжество, поймёт каково это. И вдруг волей случая в эту военную часть попадает молодая девушка. На правах командира и хозяина положения Сергей вполне может воспользоваться ситуацией и ни один подчинённый не посмеет его в этом упрекнуть. И всё же герой решает поступить по-мужски, по-офицерски и таким образом сохраняет и дружбу своих однополчан, и мужскую, офицерскую честь. Выдержать подобный жёсткий экзамен, порой куда трудней, чем совершить воинский подвиг, отличиться, сражаясь с «духами». В рассказе «Берёзка» лирическая тема любви, преданности предложена опять же, сколь непритязательно, столь и тонко: уезжая в Афганистан, главный герой поручает своей жене уход за берёзкой: «Хочешь, чтоб я вернулся, смотри за деревом. Завянет, значит, и мне – крышка…». За время службы главный герой побывал в жёстких переделках и поучаствовал в одной спецоперации, после которых чудом остался жив. Финал этой истории способен глубоко растрогать любую, даже самую чёрствую душу: герой возвращается домой и видит, как берёзка эта «аж под второй этаж вымахала».
Отдельного слова заслуживает авторская ирония и юмор, которым пропитаны все, в разной мере – от первого до последнего – рассказы. Отдельные произведения сборника, такие как: «Театрал», «О пользе классики», «Новая фамилия» звучат, как великолепный, добротный литературный анекдот, по прочтении которого гомерическим хохотом рискуешь разбудить соседей. Примечательно, что и в этих рассказах автор стремится к предельной честности и достоверности изложения, не боясь показывать героев, между прочим, тоже офицеров, в предельно комичных, а то и вовсе неприглядных ситуациях. Но и в подобных случаях Кердан оставляет своим героям право морального выбора, показывает, что выход есть.
Завершая краткий обзор сборника рассказов Александра Кердана, хочется отметить авторскую удачу, связанную с тем, как используя малую прозаическую форму, автор умудряется говорить масштабно о главнейших человеческих ценностях: любви, долге, чести, нравственной чистоте. При этом проводя через весь текст, как драматическую, так и ироническую линии, переплетённые друг с другом таким гармоничным образом, что невольно напрашиваются параллели и с героями Чехова и с персонажами Салтыкова-Щедрина. В лучших же лирических новеллах автор через столетие перекликается с героями Куприна и Бунина…
Помимо мощного духовного и возвышающего заряда, книга Кердана «Тринадцать. Простые рассказы» весьма актуальна ещё и тем, что формирует более тёплое отношение к людям военным. Авторитет армии, весьма пошатнувшийся в начале девяностых годов прошлого столетия, медленно, но верно восстанавливается в наше время, и книга Кердана – прекрасное тому подспорье. Ведь что, как ни армия способствует формированию в обществе того, что во все века называется национальной гордостью: честь, независимость, благородство.
Если было интересно, пожалуйста, ставьте лайки, подписывайтесь на канал - буду очень признателен! Всем добра, света и хорошей литературы!