Управлением трансфертного ценообразования занимается налоговая служба. Управление необходимо для решения следующих задач:
- Обеспечение работы по проверке установленных цен со стороны местных налоговых органов.
- Анализ и оценка процессов, происходящих на рынке.
- Контроль над соблюдением закона страны.
- Рассмотрение заявлений, касающихся соглашений о ценообразовании.
- Формирование предложений по улучшению законодательства в рассмотренной области.
- Информирование предприятий о нововведениях.
- Обеспечение стабильной работы контролирующих органов.
Трансфертное ценообразование регулируется главой 6.1 НК РФ, а также статьями 20 и 40 НК РФ. В нормативных актах перечислены ситуации, при которых налоговые службы имеют право проверять установленные компанией цены.[Налоговый кодекс РФ 1994 г. М., 2018.]
Рассмотрим цели регулирования ценообразования:
- создание препятствий по искусственному занижению прибыли, получаемой компанией.
- исключение преград для фирм, которые являются добросовестными налогоплательщиками.
С 2012 г. в Налоговом Кодексе РФ присутствует понятие «Контролируемые сделки». Согласно ст. 105.14 НК РФ контролируемые сделки – это сделки, цены которых налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным.
При контроле над такими сделками действует важный принцип: сравнение стоимости, установленной взаимозависимыми фирмами, с ценами, которые были бы сформированы независимыми компаниями. Контроль над трансфертным ценообразованием вводится относительно следующих сделок [Головкин А.Н. Налоговый контроль за ценами. М., 2017. С. 52]:
- Операции между сторонами, которые зависят друг от друга (в том числе с участием сторонника).
- Операции между российскими фирмами и представительствами других стран.
- Сделки, совершаемые на внешнем рынке с биржевой продукцией (к ней относятся, к примеру, металлы). Дополнительная проверка осуществляется только тогда, когда годовая выручка фирмы превышает 60 млн. руб.
- Один из контрагентов находится в зоне со льготным налогообложением.
- Для одного из контрагентов действует налоговая ставка 0%.
- Сделка осуществляется с участием субъекта, который добывает природные ресурсы и перечисляет средства в казну НДПИ.
- Операции между «сестринскими» фирмами, если доля их участия в головной фирме равна 25% и более.
- Сделки между субъектом и его гендиректором.
- Операции между предприятиями, гендиректор в которых – это один и тот же человек.
Могут существовать и другие основания для проверок. Однако все они должны подтверждаться законом. Контроль осуществляется только тогда, когда сумма сделки превышает определенный уровень. Как правило, это 60-100 млн. руб.
Налоговые органы вправе совершать проверку компаний, запрашивать необходимые документы. На основании совершенной проверки выписываются штрафы. Если в рамках проверки обнаружится несоответствие установленных цен рыночным, налоговые службы могут обязать компанию доплатить налог с учетом исполненной сделки.
На фирму также может быть наложен определенный штраф. Если несоответствие обнаружено за 2014-2016 г., штраф составит 20% от суммы невыплаченного налога, за 2017 г. – до 40%. Для установления штрафа правонарушение предприятия должно быть доказано. Для этого могут использоваться документы организации и прочие источники