Найти тему
Yur-gazeta.Ru

Отставка «Первого канала». Что послужило причиной для приватизации ведущего телеканала РФ?

Оглавление
Иллюстрация: Первый канал.
Иллюстрация: Первый канал.

Президент РФ подписал указ № 806, касающийся финансирования главного федерального канала российского телевидения — «Первого канала».

В информационной среде этот указ назвали «указом по приватизации» «Первого канала». Связано это с тем, что основная доля в капитале АО «Первый канал», принадлежавшая до недавнего времени государству, теперь перейдет в частную собственность.

Впрочем, государственное участие останется, как и прежде, ключевым. Потеря контроля над «Первым каналом» не произойдет, несмотря на то, что доля в уставном капитале будет снижена. Контрольный пакет акций, которым владела Российская Федерация, размером в 51% уменьшается до 34%. Теперь «Первый канал» не входит в перечень стратегически важных компаний. Но будет выпущена так называемая «золотая акция», инструмент для контроля совета директоров АО «Первый канал». Более того, новым председателем совета директоров станет Максим Орешкин, бывший глава минэкономразвития РФ.

Назначением М. Орешкина государственная власть показала, что контроль над федеральным каналом остается важным, но коммерческая составляющая отныне дается на откуп собственно руководству «Первого канала». Часть экспертов считает, что подобные действия продиктованы исключительно финансовыми причинами. Продажа контрольного пакета акций показывает Константину Эрнсту, генеральному директору «Первого» с 1999 года, о намерении государства отстраниться от вложений в убыточное предприятие. Не прикрытая госвложениями коммерческая составляющая в полную силу заставит администрацию реформировать политику канала для выхода на безубыточную деятельность в современной медийной сфере РФ.

По слухам, распространенным в экспертной среде, выкупить долю государства намерен «Банк ВТБ», финансовая структура с государственным участием.

Странные проекты с очевидной убыточностью

Многие специалисты российской медиасферы долгое время не могли объяснить большое количество убыточных «странных» проектов «Первого канала» под руководством К. Эрнста. Вполне стандартное засилье рекламной продукции в сетке вещания не помогало коммерческой составляющей компании, которая показывала убытки уже не первый год. Несмотря на «самые-самые» цены на размещение, реклама не покрывает расходов в течение длительного времени. Долги росли, часть из них на регулярной основе покрывалась из госбюджета. К 2020 году «Первый» накопил больше 20 млрд рублей долга. Только за 2019 году подтвержденные убытки составили 6 млрд рублей. Убыточность росла на фоне оттока зрителей, потребителей рекламной продукции.

Мнение зрительской аудитории «Первого» очень часто шло вразрез с политикой канала. Комментарии к передаче, в которой Артем Шейнин, телеведущий, вынес в студию ведро наполненное фекалиями, в какой-то мере отразили уровень оценки каналом статуса своей аудитории. Зрители-интеллектуалы негативно оценивали регулярные «антирусские» пассажи журналиста Владимира Познера в его проектах на «Первом». После некоторых таких тезисов, в которых Познер признавал «ущербность русского народа» с его «неграмотностью и завистливостью», от канала требовали извинений в многочисленных комментариях и постах в соцсетях.

Есть на «Первом» передачи, отличающиеся особой конъюнктурностью, которые создают впечатление у зрителей, что канал должен заполнять эфир любой ценой. Пусть даже передача не будет ни образовательной, ни развлекательной. Одной из таких «показательных» программ стало шоу Ксении Собчак «Док-Ток» с провальными рейтингами, но весьма внушительным бюджетом. Сомнительная «ценность» для аудитории шоу с Собчак на «Первом» странным образом сочетается с ее агрессивной либеральной риторикой о российском народе.

Перестав быть федеральным флагманом патриотизма на ТВ, «Первый канал» столкнулся с рекордным оттоком зрителей. Статистика показывает, что «Первый» в 2019-2020 годах уступил в рейтингах лидерство каналу «Россия-1».

Тенденция к потере зрительской аудитории телеканалами не нова. В 2020 году лидеры телеэфира РФ, «Первый канал» и «Россия-1», в совокупности удерживали внимание менее 30 млн зрителей ежесуточно. Это значительно меньше количества пользователей сети — и Яндекса и Google. Даже площадка YouTube в сегменте РФ за сутки набирает близкое число зрителей — около 17-20 млн ежесуточно.

Как коммерческая структура АО «Первый канал» все получаемые от рекламодателей средства перенаправлял на проекты, целью которых было удержание высоких рейтинговых позиций. Но дорогостоящие коммерческие проекты, изначально призванные для увеличения прибыли, оказывались раз за разом нерентабельными. В том числе из-за промахов в предварительной оценке привлекаемой аудитории.

Те же эксперты в области медиа политики утверждают, что «Первому» могли бы прощать умеренную убыточность, если бы телевизионные эфиры были насыщены образовательными и просветительскими программами. Та же британская BBC (ее «внутристрановой» отдел) является строго дотационной структурой, но регулярно выдает образовательный продукт соответствующего качества.

За долгие годы Константин Эрнст не сумел или не захотел сделать федеральный канал опорой для пророссийских настроений в России. Между тем запрос на патриотичные программы в обществе особенно обострился после событий Крымской в 2014 году весны. Но «Первый» отдал патриотизм на откуп многочисленным ток-шоу. Зрительская аудитория начала сокращаться, перемещаясь в интернет за «ответами на вопросы». Так «Первый канал» окончательно потерял резервы для увеличения доходов.

Более того, слухи о «междусобойчике» на канале подтверждались год от года. Качественное наполнение программ остановилось вместе со сменой лиц и форматов на канале. Некоторые программы на канале носят завуалированный антигосударственный характер, не отвечая на потребности общества.

Намек на прибыль

И в кризисный 2020 год государство решило увеличить уровень коммерческой составляющей в деятельности «Первого канала». Несмотря на то, что «Банк ВТБ» является банком с госучастием, покупка государственного пакета акций «Первого канала» трудно назвать перекладыванием суммы «из одного кармана в другой». Новый акционер уже вправе требовать от руководства канала соответствия главной задаче коммерческого предприятия — наращиванию коммерческой прибыли. Сам банк, являясь сугубо коммерческой структурой, уже не смирится с непрогнозируемой убыточностью «Первого». Генеральному директору канала новые акционеры могут задать вопросы о значении того или иного телепродукта не с «эфемерной идеологической» точки зрения, а с точки зрения коммерческой рентабельности. Наверняка доходы от рекламы будут сравниваться с гонорарами телеведущих. Будут выясняться причины существования «долгоживущих» низкорейтинговых шоу, убыточных почти весть срок своей эфирной жизни.

После отстранения государства от прямого участия в судьбе «Первого канала» появляется надежда, что продукция федерального телевидения будет являть собой качественные программы, интересные большинству россиян.