Найти тему
Основной аэродром

📅 Последний самолёт Сергея Ильюшина и первый коммерческий авиарейс. «День в истории авиации» №53 (28 декабря — 3 января)

Оглавление

Приветствую, читатель! Предлагаю почитать первый в 2021 году выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — первый палубный истребитель с убирающимся шасси, «воздушный автомобиль», последний проект Сергея Ильюшина и т.д.! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️

28 декабря

28 декабря 1938 года — первый пассажирского самолёта de Havilland DH.95 Flamingo. /Великобритания/

До 1938 года в конструкции самолётов компании de Havilland широко применялась древесина. Первым цельнометаллическим самолётом (только управляющие поверхности были обтянуты полотном) компании стал DH.95 Flamingo. Работой над ним руководил ведущий конструктор Рональд Эрик Бишоп (Ronald Eric Bishop).

DH.95 был спроектирован как высокоплан с двухкилевым хвостовым оперением и убирающимся шасси. Экипаж состоял из 3 человек — 2 пилотов и радиста. На борт Flamingo брал от 12 до 17 пассажиров. Оснащался 2 × двигателями Bristol Perseus XVI. Крейсерская скорость — 328 км/ч, дальность полёта — 2165 км.

Всего выпустили 16 самолётов DH.95 Flamingo. Они эксплуатировались авиакомпаниями Jersey Airways, BOAC и British Air Transport. В годы Второй мировой войны самолёты были мобилизованы в Королевские ВВС Великобритании. Последний Flamingo был списан в 1954 году.

29 декабря

29 декабря 1931 года — первый полёт палубного истребителя Grumman FF "Fifi". /США/

В 1930 году ВМФ США обратилось к Grumman Aircraft с предложением адаптировать убирающееся шасси, разработанное компанией, для палубных истребителей Boeing F4B-1. В ответ на это Grumman предложила свой собственный проект истребителя — FF (внутри компании обозначался как G-5).

FF представлял собой цельнометаллический биплан (крылья были покрыты полотном) с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Самолёт оснащался двигателем Wright R-1820-78 Cyclone и мог развивать скорость до 333 км/ч. Дальность полёта — 1100 км. Вооружение — 3 × 7,62-мм пулемёта Browning M1919 или 2 × 7,62-мм пулемёта M1919 + 1 × 12,7-мм пулемёт Browning M2. Мог нести 2 × 45-кг бомбы.

Выпустили 116 самолётов Grumman FF. Кроме ВМФ США, стояли на вооружении Королевских ВВС Канады и ВВС Испании (изначально — ВВС Испанской республики). Сохранившийся экземпляр FF "Fifi" можно увидеть в Национальном музее военно-морской авиации США.

30 декабря

30 декабря 1978 года — первый полёт регионального авиалайнера SIAI-Marchetti SF.600 Canguro (он же Vulcanair Canguro). /Италия/

Конструктор Стелио Фрати (Stelio Frati), известный своими лёгкими самолётами, в конце 1970-х годов разработал для компании SIAI-Marchetti региональный авиалайнер SF.600 Canguro. Хотя изначально самолёт проектировался под поршневые двигатели, но в итоге решили устанавливать турбовинтовые.

SF.600 представлял собой высокоплан с фюзеляжем прямоугольного сечения. Шасси опционально могло быть убирающимся. Оснащался 2 × двигателями Allison Model 250-B17C. Крейсерская скорость — 306 км/ч, дальность полёта — до 1580 км. Мог взять на борт до 9 пассажиров.

Несмотря на успешные испытания, SF.600 Canguro не заинтересовал потенциальных покупателей. Выпустили всего 10 самолётов. В 1997 году права на проект выкупила компания Vulcanair, но полноценного серийного производства начать не смогла.

31 декабря

31 декабря 1946 года — первый полёт лёгкого самолёта Waco Model W Aristocraft. /США/

После Второй мировой войны компания Waco Aircraft предприняла попытку вернуться на рынок лёгкой авиации. Для этого конструктор Алекс Фрэнсис Арсье (Alex Francis Arcier) спроектировал самолёт Model W Aristocraft, который относился к классу т.н. «воздушных автомобилей».

Model W был нетипичным высокопланом с двухкилевым хвостовым оперением и толкающим винтом. В носовой части был установлен двигатель Franklin 6AL. Шасси сделано частично убираемым. В кабине хватало место для пилота и 3 пассажиров. Крейсерская скорость — 245 км/ч, дальность полёта — 657 км.

Послевоенного бума лёгкой авиации не случилось и это сказалось на судьбе Model W Aristocraft. У компании были предзаказы на 300 самолётов, но было решено, что запуск серийного производства потребует слишком много ресурсов. Aristocraft остался построенным в единственном экземпляре и стал последним самолётом Waco Aircraft.

1 января

1 января 1914 года — состоялся первый в мире регулярный коммерческий авиарейс. /США/

Хотя к 1914 году в Германии уже 4 года как выполнялись регулярные рейсы на дирижаблях компанией DELAG, на аэропланах пассажиров за деньги никто не возил. Первенцем стала небольшая авиалиния между городами Сент-Питерсбергом и Тампой, штат Флорида, США — St. Petersburg-Tampa Airboat Line.

Для выполнения рейсов Сент-Питерсберг приобрёл три двухместные летающие лодки Benoist Model XIV. Полёт через залив Тампа занимал 30 минут и обходился пассажиру в 5 долларов (сегодня это 124 доллара).

Первым пассажиром стал бывший мэр Сент-Питерсберга Абрам С. Фейл (Abram C. Pheil). За это ему пришлось отдать 400 долларов (~9727$ сегодня). Управлял самолётом лётчик Тони Яннус (Tony Jannus). Авиалиния просуществовала лишь до конца апреля 1914 года. За это время было перевезено 1205 пассажиров.

2 января

2 января 1963 года — первый полёт дальнемагистрального реактивного авиалайнера Ил-62. /СССР/

На начало 1960-х годов в гражданской авиации СССР лишь Ту-114 был способен выполнять межконтинентальные рейсы. Нужен был современный реактивный дальнемагистральный авиалайнер. В 1960 году ОКБ Ильюшина получило требования к самолёту от «Аэрофлота» и начало работы над проектом Ил-62. Он стал последним проектом Сергея Владимировича Ильюшина и первым в Советском Союзе турбореактивным дальнемагистральным авиалайнером.

Конструкторы разработали низкоплан со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. 4 × двигателя НК-8-4 (на Ил-62М — Д-30КУ) устанавливались в хвостовой части. Брал на борт до 186 пассажиров (в версии Ил-62М). Крейсерская скорость — до 850 км/ч, дальность полёта — до 11 050 км.

С 1966 по 1995 год выпустили 289 авиалайнеров Ил-62 всех модификаций. Основным эксплуатантом стал «Аэрофлот», а 81 самолёт был поставлен на экспорт в социалистические страны — Польшу, Чехословакию, Венгрию, ГДР и т.д. Сегодня пассажирские рейсы на Ил-62М выполняет только северокорейская авиакомпания Air Koryo.

3 января

3 января 1951 года — первый полёт лёгкого самолёта Brochet MB.100. /Франция/

После достаточно успешного проекта Brochet MB.70 конструктор Морис Броше (Maurice Brochet) разрабатывает более вместительный лёгкий самолёт. Всего за 6 месяцев был построен MB.100, который, в отличие от предшественника, уже не был предназначен для домашней сборки.

MB.100, как и MB.70, был цельнодеревянным высокопланом c закрытой кабиной и неубирающимся шасси. Главное отличие — теперь в кабине помещалось 3 человека (1 пилот и 2 пассажира). Оснащался двигателем Hirth HM 504. Крейсерская скорость — 165 км/ч, дальность полёта — 600 км.

Самолёт показал себя надёжным и лёгким в управлении. Служба лёгкой и спортивной авиации (Service de l’aviation légère et sportive) заказала некоторое число MB.100 для французских аэроклубов и для использования в Северной Африке. Всего был выпущен 21 самолёт.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории