Лиза проходилась мотыгой по грядке с морковкой. Небольшие зелёные мохнатые веточки поднимались над грядками, пряча под собой сорняки. Их старательно и вырвала девушка.
Девушка уже три дня была дома, у родителей. На следующий день после возвращения в общежитие она отправилась домой.
Приехав в летнюю деревню, она поняла, что очень давно не была тут летом. Последнее лето проведённое тут – то самое лето перед тем, как она потерялась в лесу (узнала про предательство жениха и близкой подруги, но кто теперь вспомнит про это?).
До Глеба она так и не дозвонилась. И теперь перестала звонить.
«Вот ты зря переживаешь», - сказала ей мать, продолжая пропалывать соседнюю грядку с луком.
«Мам, а как не переживать, не думать?» - удивилась Лиза.
«Просто, милая», - ответила женщина. – «Ты ничего такого не сделала. И оправдываться тебе не в чем. Так?»
«Так», - согласилась Лиза. – «Неприятно так… ведь он обо мне неизвестно что подумал…»
«Если бы он тобой действительно дорожил, то не подумал бы. А поговорил», - сказала женщина. – «А раз подумал, значит и бог с ним»
Лиза задумалась над словами мамы и продолжила выдрать из земли сорняки. Лиза понимала, что мама права. Вот она бы ни за что не поверила бы! Она бы поговорила! Она бы разобралась!
Так думала Лиза, забыв, что уже несколько раз и сама таким же образом обрубала концы и не разбирались, не говорила.
«Я вот ему Эл вернётся. Бог все видит», - сказала мама.
«Мам, а как дальше то жить? Что, совсем верить никому нельзя?» - спросила Лиза
«Лиза, тебе конечно не везло. Но все же… надо под другим углом посмотреть», - сказала мама.
«Под каким?» - удивилась девушка.
«А под тем, ч о любить нужно не только сердцем, но и головой. Холодной головой», - сказала ей мать.
Лиза ошарашено посмотрела на маму.
«Так разве это любовь тогда?» - удивилась девушка.
«А что по твоему любовь? Потерять голову из-за другого человека? Жертвовать собой ради другого? На все идти ради другого? Не общаться ни с кем ради другого?» - спросила женщина.
Она встала и разогнула спину.
«Пошли. Солнце уже поднялось сильно. Головы ещё напечем», - сказала она.
Лиза поставила мотыги в сарай и помыла руки в тазике, в котором была дождевая вода. И после этого пошла в дом.
Мать налила ей компот.
«Вот сама тебе все просто кажется. Вот влюбиться и будешь со своей половинкой на всю жизнь душа в душу жить», - сказала женщина. – «И есть такое, кому везёт влюбится впервые и в того самого, и жить всю жизнь в любви и гармонии»
«Каждой такого хочется», - сказала Лиза.
«Да», - сказала мама. – «И тебе хочется и мне хотелось»
«А… папа…»
«Да, папа и был первым, с кем у меня была любовь. Я млела и таяла. Всё готова была сделать. Ни на что не смотрела. Только любовь свою ходила и лелеяла», - горько усмехнулась женщина. – «Вот мы же с отцом не из э ой деревни. А из соседней. Раньше ведь как было принято? Сын приводил жену домой к себе. Да и сейчас приводят часто. И не потому что плохие, а потому что семья должна всю месте свое гнездышко создавать. Правильно?»
«Правильно», - согласилась Лиза.
«да вот только не всегда получается так как правильно», - сказала мама. – «Мы с твоим папой ещё в школе встречаются начали. Как ты с Петей. Думали, что две половинки одного целого. Вот. Только вот мать его так не думала. Я не красивая. Нос у меня картошкой, сама по себе грузная. И раньше такой была. Вы же с братом в родню отца пошли. Так вот, мать его не хотела такую невесту как я. Называла меня страшилищем. В шутку сразу, а после вместо имени. Неприятно было, но я молчала. Это же его мама. Как тут скажешь? Да и зачем? А потом папку твоего в армию отправили. Год его ждала, а после мне мама его сказала, что папа там девушку встретил. Красивую. Не чета мне. Я ей сказала, что письма мне он пишет. Что неправда все это. А она мне. Она знаешь что сказала? Что держит меня, как запасной вариант, если с другой не срастётся. Да и подлецом выглядеть не хочет. Сказала, другого себе найди и сына не мучай»
Лиза внимательно слушала каждое слово матери. Она знала, что с бабушкой у той отношения прохладные. Но никогда не говорилось в семье почему.
«Я тогда плакала и кляла. Плохо мне было. Ночь не спала. Мать с отцом не отходил от меня. Боялись, что с собой что-нибудь сделаю. А утром у меня все слезы высохли. Сказала я, что не поверю, пока он мне сам в глаза это не скажет», - продолжила мать. – «Отец вздохнул. Конвертик из части взял, пошёл с машиной договариваться. Уже через час мы уехали из деревни. А когда приехали к воинской части, то пускать нас и близко не хотели. Мой папа все с кем-то говорил, приговаривался. В итоге разрешили встретиться. 10 минут. Я все переживала, как успею рассказать, как успею понять, успеет ли он ответить. 10 минут – это же так мало.
И помню, как появился он, в форме. А как меня увидел, просил весь. Глаза загорелись! И поняла я, что вранье все это, то что его мать мне рассказала. В глазах милого моего столько любви, что потонуть в этом взгляде можно было. Я стояла и плакала. И обнимала. И уходить не хотела. И он меня обнимал и прижимал к себе. И по головушку гладил. Какие счастливые это были минуты! Род тели, как меня увидели, так сразу все поняли. Домой поехали.
Да вот только когда в деревню приехали, но, ь была уже. Я даже на порог отчего дома не наступая сразу к его матери пошла. Та смотрела на меня, такая довольная. Я и сказала ей, что у Сына была. Лично правду решила всю узнать. Видела бы ты дочка, как она испугалась. Никогда в жизни я её такой напуганной не видела. Ещё одно доказательство её лжи. Я сказала ей тогда, что бы не смела у нас на пути вставать. Иначе расскажу все сыну её. А он ей э ого не простит.
Уж не знала я, простит ей, милый мой, или не простит. Но, его мать все поняла. А когда вернулся из армии, мы расписались. Свадьбу отгуляли. Вот только в дом его я не пошла. Понимала, что жизни не будет.
А сюда в колхоз люди требовали то, да и хату нам дали. Вот эту. Вот и живёт столько лет.
Так к чему я говорю, Лиза. Я люблю мужа своего всем сердцем. Горячая, пекучая любовь в сердце живёт. Но замуж я шла с холодной головой. Я понимала,, то мать его не примет меня сразу. Всё понимала, все взвесила. И папа твой по сей день про ту историю не знает. Я смогла сохранить и его любовь к себе и его любовь к матери»
Лиза молчала.
«Вот смотри. Ты с Петькой была. А он в итоге на Поле женился. Хотя тебе в любви клялся. Знаешь, я молчала тогда. Но вы же с этой его Полей по комплекции разные. Не верила я никогда, что он одну бабу с другой спутал. Да и ночью не тьма кромешная была. Не твой это был человек. И, думаю, разошлись бы в итоге, ваши пути. Вот, посмотри, он и сейчас с Полиной. Хоть и развелись. Видно, судьба у них быть вместе была. Но, раз судьба, то не поступи бы она подло так, то все равно бы рядом были. Да только не таким путем. И, скорее всего, счастливы были бы»
«Ты думаешь, они не будут счастливы?» - спросила Лиза.
«На чужом несчастье своего счастья не построить. Не зря же говорят. Кто знает, может, болезнь и снимет эту карту за подлость с их души. Но только если они честны перед собой и другими будут. А если нет… то проживу всю жизнь как кошка с собакой и дальше», - сказала мама девушки. – «А Максим и Лиля? Тоже нехорошо поступили. И сразу же на них посыпались. Не вместе они. Значит, и не судьба. И тут ты включила голову и подумала, что жить в ревности, сомнениях, и тени его подружки не хочешь. Ты сделала свой выбор. Хотя, не спорю, парень хороший»
Лиза отвела глаза. Она помнила, что Максим очень понравился её родителям. Особенно папе. И как так все сложилось? Может, если бы она не была такой упрямо, то было бы по-другому?
«Глеб тоже, видно хорошо. Заботился о тебе. Но, он очевидно, решил ни в чем не разбираться. И против родительницы не пойдёт. Что тут ещё сказать?» - спросила женщина. – «Ты пойми, Лиза. Кого бы ты не выбрала, с кем бы не свела тебя судьба, никогда вас не будет двое. Рядом будет семья, друзья, коллеги, общество. И, любя всем сердцем, думай холодной головой, как жить с этим человеком. И не спеши. Время-то теперь другое. У тебя и учёба, и Волонтёр твои. Твоё счастье само тебя найдёт. От судьбы же не убедишь»
Мама оставила дочку одну в размышления. Лиза же долго обдумывала свода мамы о том, что та ей рассказа. И понимала, что та полностью права.