1. История создания.
Санкт-Петербургская академия художеств появилась по велению императрицы Елизаветы I Петровны в 1757-м году. Фаворит императрицы Шувалов - выступил с проектом Санкт Петербуржской Императорской Академии Художеств, первой в стране академии "призванной готовить отечественных изящных дел мастеров вместо западных, заполонивших просторы Российской империи." Первоначально обучение происходило в особняке Шувалова. Но позже для академии построили специальное здание цилиндрической формы.
Для академии был разработан устав. Главным в академии назначали президента академии. При академии открылся интернат. Для самых выдающихся художников академии делали стажировки на запад, давали золотые медали и звания академиков. Ученики академии могли беспрепятственно ходить в рядом стоящий Эрмитаж и вдохновляться картинами великих мастеров. Вообще копирование стало одним из самых главных способов обучения в академии.
В интернат при академии набирали детей от 5 лет, и они жили прямо в здании академии и с детства рисовали. Есть очень много известных художников академии, которых забрали туда в столь раннем возрасте, это тот же Кипренский, Айвазовский, Брюллов, Иванов, Бельский и так далее. Причём забирали на все время обучения в академии, вплоть до того, что родители писали отказ от своих детей и не могли приезжать и проведывать их. Конечно, на таких условиях детей могли отдать только очень небогатые семьи, поэтому сначала в академию набирали детей из солдатских семей, разнорабочих и даже крепостных крестьян. Очень много русских известных художников 1700-начала 1800 х. Как раз из крепостных. И кстати многим потом, за прекрасные успехи в рисование, даровали вольность.
2. Только иностранные преподаватели
В то время всё западное, впрочем как и сейчас, было очень модным. И не смотря на яркие лозунги о том, что Академия должна стать русским ответом западным художникам, на первых порах в питерской академии художеств преподавали только иностранные преподаватели. И, учитывая, что детей для обучения брали с 5 лет и не выпускали из академии и не давали общаться с родственниками, то русские дети, ученики академии, прекрасно общались по-Французски, но и 2-х слов связать не могли на русском. Многие преподаватели не-говорили на русском и ученики их просто не могли понять. Это продолжалось довольно долгое время, пока патриотизм не возымел и только в 1788-м году было введено правило обязательное преподавание на русском языке. Многих иностранных преподавателей разогнали. Несмотря на это все президенты академии до 1798 года были русскими, и за всю более 200-х летнюю историю только 2 президента – иностранными гражданами из франции и германии.
3. Не преподавались анатомия и перспектива
Учитывая ориентацию на запад и множество западных преподавателей, довольно странный факт, что анатомию и перспективу не преподавали вообще. Об этом нам говорит книга Бочарова И., Глушакова Ю., - Кипренский – 2001-го года. В книге описывается жизнь и быт академии художеств в петербурге. Так же долгое время в академии были обязательны только чтение, письмо и закон божий, остальные предметы были необязательными и факультативными. Причем даже рисовальные предметы были не обязательны. и не было анатомия каких пособий. были только те которые студенты делали сами от руки и передавали их из рук в руки. об этом нам говорят многие автобиографии художников 1700-х годов, и об этом можно узнать например в жзл кипренского. в частности такие самодельные пособия создал Лосенко.
Сначала создании академии обучение было сложным. Нередко применялись телесные наказания, а некоторые преподаватели и не учили нечему. Но были и хорошие, особенно из числа выпускников академии.
4. Стажировки и медали
Не все было так плохо конечно. И так жёстко было только в самом начале существования академии. А во второй половине 1800-х отношение к ученикам академии становилось всё лучше и лучше. Но всегда с самого начала основания академии лучшим из лучших ученикам давались Стажировки на запад, пожизненный пенсии, даровалось свобода и даже дворянство.
Причём Стажировки заключалась в том что нужно было копировать старинные произведения искусства. Пример таких учебных копий Знаменитый Тициановский зал в Петербургской академии художеств названный так в честь копий Тициана сделанных студентами академии.
5. Обучение
В академии было 4 класса, направления живописи: портретная, историческая, батальная и пейзажная. Скульптурный класс, граверный. Позже открылись медальерный и реставрационный в 1880-м(странно что реставрационный не открылся с первого дня – ведь в эрмитаже были древнейшие картины)
6. Одно государственное художественное учреждение на всю страну
Питерская Императорская академия художеств стала единственным профессиональным учреждением выпускающих людей творческих профессий. У ней появились филиалы в разных городах России, которые потом стали самостоятельными учебными заведениями, например Строгоновка.
Это первая часть статьи. Скоро выйдет вторая. Подписывайтесь на канал и ставьте лайки!