Увидела икону – и раньше её видела, но вчера она как-то особенно тронула. На ней Богородица держит на коленях простирающего руки Младенца. Он весь – порыв вперёд, такая сила в этом порыве!
Подумала: "Какая же это икона? Нужно узнать при случае!"
На следующий день подходят ко мне в храме люди и несут маленькую иконку: скажите, что за икона? Та самая! Беру в руки, а на ней вязью написано, читаю: "Аз есмь с вами. Никто же на вы".
Быстро приходит ответ!
***
Иконы Богоматери с Младенцем так близки нам, матерям по отзвуку боли – смотрим, и сердце болит – вот этого милого, бесконечно любимого, сидящего на руках Младенца – обнимающего, умиляющего, простирающего руки предстоит потерять.
Ей, чистой, ни в чём не повинной, Его, святого…
Перенести предательство и убийство Сына от рук тех, кому, служа в храме, Она бесконечно верила – от отцов своего народа… Безнаказно и безответно - напрасно; судимому и казнённому без вины, за истину и любовь. И без надежды, что будет оправдан властями - Он испытал момент смерти, богооставленности – и Она.
«Неувядаемый цвет»
Кажется, уже незадолго до смерти, отец вдруг попросил: купи мне икону «Неувядаемый цвет». О такой не слышала, но пообещала поискать. И очень быстро купила – Богородица на ней была в синем мафории с белой лилией в руке. Отец покачал с сомнением головой: какая-то не такая икона.
Когда отца уже не было, я поехала в один монастырь, куда езжу туда по нескольку раз в год за глотком воздуха и тишины. Путь извилистый, через речку, мимо холмистых лиричных пейзажей северо-западного Подмосковья. Мимо бесконечных просторов бывших совхозных полей, прозрачных перелесков, безлюдных деревенек.
Рядом с тем монастырём небольшое село Спирово, где есть старая церковь. Захожу, и вдруг увидела на аналое дивную икону – Богородица на ней изображена в цветах, которые выписаны удивительно красиво, тонко и в то же время пышно, ярко, изобильно. Надпись - "Неувядаемый цвет". И поняла: вот какую икону просил отец. А потом ещё поняла, почему – он, уходя, хотел помолиться о моей сестре – она была его несчастное дитя, его боль. Он хотел оставить эту икону ей, чтобы помогла его ребёнку обрести счастье.
…Прошло несколько лет. В лавку нашего монастыря привезли небольшие иконки, я их разбирала, и увидела эту – всю в цветах «Неувядаемый цвет». Совсем другой образ, третий.
Держала её в руках, смотрела, смотрела – как чудно и тонко выписан лик, цветы – даже на этой маленькой софринской копии. Думала об отце, о сестре…
И вдруг подходит женщина и спрашивает: а нет ли у вас иконы «Неувядаемый цвет»? «Вот она» - и протягиваю ей. Несколько секунд мы обе молчали, а потом обе сразу сказали: ничего себе! И даже слёзы выступили…
«Троеручица»
Список этой иконы был доставлен на Русь с Афона из Хиландарского монастыря по поручению святейшего патриарха Никона в 1661 году, но после гибели этого великого человека неизвестно, что стало с его наследием.
(Низвержение св. Никона произошло 10 декабря 1666 года - обратите внимание на дату!)
Много было потом сделано разных списков, и они разошлись по нашей земле. В Новом Иерусалиме – любимом детище святейшего - пребывала одна из этих икон, потом она перекочевала в музей, дальнейшая судьба ее автору не известна. Вкратце добавлю, что вокруг Ново-Иерусалимского монастыря в Сафатовой долине образовался город, названный Воскресенском, переименованный в дальнейшем в Истру.
Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря взорвали немецко-фашистские войска 10 декабря 1941 года. 11 декабря 1941 была освобождена от захватчиков разрушенная ими Истра, это был первый освобожденный город и здесь наши войска переломили хребет мировому фашизму. Из Истры, впервые в истории Второй Мировой войны советские войска заставили врага отступить – отсюда были сделаны первые, очень тяжёлые, сопровождаемые громадными потерями шаги к Победе.
В 2007 на Рождество в Новый Иерусалим приехал Президент, и началась глобальная реставрация Воскресенского собора, разрушенного после войны.
И 11 декабря 2011 года в Новый Иерусалим монахами из Хиландара был привезён новый список иконы «Троеручица», и с тех пор она стала нашей святыней.
***
Моя знакомая в это время работала в монастырской лавке и всё время молилась у иконы "Троеручицы" о дочери – слишком тяжёлыми были последние полгода их общения-необщения, в очередной раз висело на волоске здоровье дочки. Уже отчаявшись изменить что-либо сама, она положилась на помощь Пресвятой Богородицы: ничего не могу, возьми под Свой святой Покров чад моих, и пусть надо мною будет воля Господня.
Прихожане её часто спрашивали – нельзя ли купить в церковной лавке копию этой иконы, и вот, наконец, был сделан заказ Даниловским мастерским, откуда и привезли первые две небольшие копии «Троеручицы». Одну сразу купили, а другую передали этой женщине, чтобы отнести в другую лавку.
У той рука не поднялась сразу поставить образ в витрину, она всё им любовалась и молилась - так прошёл час.
И вдруг поднимает глаза – а передо нею её дочь. Глазам не верит. А дочь смеётся и говорит: глазам не веришь?
Приятельница тут же и купила эту икону для дочери. Вот потому и в витрину не поставила.
***
В 19 лет я жила на квартире у одной знакомой - хорошее было время, романтическое, хоть и очень непростое.
Что-то уже забылось, а что-то помнится.
Одна родственница недавно вдруг говорит: я в гараже разбиралась и нашла в каком-то пакете твою икону - ты рисовала.
Вспоминаю - точно, однажды рисовала икону, но какую и куда она делась, как у них в гараже очутилась, понятия не имею. Думала она на квартире осталась, выбросили её давно.
И никто ничего не помнит - остальных, кто мог знать - на свете нет.
Родственница говорит: привезу тебе её. И привозит.
Как мы смеялись - до слёз! Тот ещё иконописец. Канонов и техник никаких не знала, в церковь не ходила, икон дома не держали. И крестилась как-то случайно... Чего мне тогда пришло икону нарисовать?
А еще удивительно - у иконы сзади картоночка аккуратно приклеена, в неё вдета веревочка - висела ведь у кого-то.
И надпись:"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Я эту строчку в детстве прочитала в монастыре на могильном памятнике, где мозаикой была выложена очень красивая икона Васнецова.
И с детства, наверное, запомнила.
Однако, дело даже не в этом. А в том, что и такие иконы живут! И через годы обретаются.