Техника медитации.
Чтобы было понятно, как и почему я копал эту тему, немного воспоминаний. В советское время тема медитации, религии и вообще всего, относящегося к «духовному», была не то, чтобы под запретом, но всячески высмеивалась и входила в обязательный список для «пинков»: пропаганда атеизма цвела в полный рост. Я стоял на жестких атеистических позициях, и, как ни странно, именно полное погружение в критику религии привело меня как минимум к отрицанию атеизма, как ерунды именно с научной точки зрения. Логика простая: атеизм по сути слова является отрицанием существования Бога («а» - приставка, обозначающая в греческом отрицание, как наше «не», а «теизм» от «теос» - «бог» - это понятно. А+теизм = нет бога.). Но поскольку я уже вовсю «дуплил» формальную логику и старался применять ее к жизни, то однажды подумал: научным обоснованием является опыт. Отрицать возможность любого феномена не на основании опыта – ненаучный подход. Значит, атеизм – такая же ненаучная идея, как и сама религия, т.е. атеисты упрекают, что религия базируется на вере – а в основу самого атеизма положен основной постулат, что «бога нет» - соответственно, это такая же вера, только со знаком «минус». И даже если говорить о смешном и карикатурном изображении «боженьки», как у Жана Эффеля, с босыми ножками и бородой сидящего на облачке – с научной точки зрения нельзя отрицать, что где-то, в неисследованной нами пока части вселенной, нет облачка и не сидит такой милый и добрый старичок. Дело принципа: объявляешь себя научным направлением – будь добр, соблюдай научные подходы.
И так я стал агностиком (это человек, который честно говорит: эта область мне неизвестна, ничего обоснованного сказать не могу).
И вот меня к лету второго курса поперли из дворников, подленько, т.к. я всю зиму долбал лед за 50 руб. в месяц и убирал внутренний двор МВТУ, накачал бицепс ломом так, что куртка трещала, и приобрел привычку во время снегопада говорить философскую фразу: «…Массовые самоубийства дворников…». Начальник АХО на легкое летнее время (метла – не лом), поставил своего родственника, собака. А стипендии не хватает на семью, я стал суетиться и водить жалом, и тут знакомая девушка (мы с ней в стройотряде вместе были) подсказала, что есть такая малозаметная конторка от нашего ВУЗа, расположена на Бригадирском переулке в подвале, и там при знании английского языка (что была большая редкость в то время) можно подшуршать. И плотют там очень неплохо.
Я пошел, а там знакомый по секции самбо ошивается, работает, да и английский у меня был достаточно хороший, и стал подрабатывать.
Работа была обалденная (ща станет понятно, при чем тут медитация): приходишь когда захочешь, берешь че-нибудь из валяющихся на столах журналов, книг, ксерокопированных слепых копий, и уходишь. Перевел – сдал – получил бабло. Но все материалы с допуском как минимум «ДСП» (для служебного пользования – первая, минимальная степень секретности в СССР), а ряд материалов – «Секретно». Почему?
Все материалы – из каких-то «левых» источников, иногда прямо казалось, что шпион камерой из ширинки снимал. Военные, научные разработки, разброс – от летающих тарелок до определения спелости арбузов методом удара деревянным молоточком и приставлением датчика вибраций (переводил и такую статью). Ну и журнальчики типа Aviation Week And Space Technology, в ксероксах, а иногда в оригиналах.
Я, поскольку переводил быстро и качественно, да еще знакомый был, пользовался некоторыми привилегиями – и взял манеру ковыряться в кипах материалов и выбирать себе что поинтереснее (тем более, что обычно это были трудные для перевода тексты, и на это смотрели сквозь пальцы).
И вот наталкиваюсь на подборку материалов в папочке, которые посвящены так называемой «биологической обратной связи». Тогда это было сильно в новинку, по крайней мере в советской литературе этого я ни разу не встречал.
Что это такое. Берут обычного человека «с улицы», не гуру, не спортсмена, не фокусника. Дают ему градусник. Прикрепляют куда-нибудь, хоть на лоб, или к ладошке. Но не простой, а очень быстрый и точный (это сейчас нажал на кнопочку – и на табло температура, а тогда только ртутные и спиртовые градусники были). Градусник соединен с экраном. И выдает на экран полоску светлую на темном фоне. Если температура падает, полоска расширяется. Если повышается – полоска сужается. Все.
И говорят человеку – не знаем, как ты этого будешь добиваться, хочешь – ходи, хочешь, спи, хочешь, на голове стой, но надо, чтобы полоска стала шире.
И мужик начинает пробовать. И так, и сяк – делать ничего не надо, надо, чтобы полоска стала шире. И вот, две трети из испытуемых после нескольких сеансов, обучаются делать полоску шире. То есть понижать температуру тела на том участки, куда градусник (датчик) прикрепили. Спрашивают их: как вы это делаете? В ответ невнятный бред – ну, я типа вот так расслабился… а я вот типа внутри как будто синий свет увидел… и т.д. и т.п. Как – непонятно, а результат есть однозначно. Если долго развлекаться с этим датчиком, то даже самые «непробиваемые» рано или поздно обучаются повышать-снижать температуру.
Вывод: часть функций организма (походка, пульс, температура, кожная проводимость и т.д.) мы не контролируем сознанием. Но если обеспечить обратную связь, то есть показывать «сознанию» результаты, то человек может обучиться все это контролировать не хуже всяких йогов.
Погодите, это была присказка. До медитации еще далеко. Терпение.
Это был второй кусочек мозаики. Первый лежал и ждал своего часа еще со школы, когда я прочитал книги Владимира Леви «Я и мы» и «Охота за мыслью». Гипнотезер и врач Леви написал потрясающую книгу (очень рекомендую), где рассматривал техники самовнушения, объяснял, что такое гипноз, а также рассказывал о моделях общественной иерархии (почему одни в классе «звезды», а других долбят и унижают). Очень полезно – из этой социальной части потом у меня сложилась картина, как выжить в любом коллективе, но это другая тема.
И вот я подумал: если бы соединить идею биологической обратной связи и технику самовнушения (которой я неплохо овладел, хотя это жутко бесило моего папу – приходил из школы, выкатывал пузырек на середину, т.е. ложился на спинку и через три секунды уже сладко спал – типа «я занимаюсь самовнушением»). Но данных было недостаточно, так я ничего и не придумал.
Следующий этап наступил уже в инженерах, когда я занимался созданием алгоритма для распознавания созвездий для навигации ракет (см. потрясающую книгу Г.Рей «Звезды» - там все созвездия легко учатся за счет его невероятной системы, тоже отдельная тема). Я рыл, что землеройный комбайн, все что можно по распознаванию изображений, а на предприятии была, как ни странно, неплохая библиотека, и даже попадались иностранные толстые книжки (секретные, понятное дело, хотя мне было всегда удивительно – если их написали америкосы или англичане или французы, на хрена их секретить – у них-то они в свободном доступе! – но это уж издержки СССР).
И вот я выясняю по ходу дела, что: а) глаз человека видит только, когда движется. То есть те, кого поразили туземцы стрелой с ядом кураре, который обездвиживает все мышцы, умирает, ничего не видя; б) глаз совершает так называемые «аккадические» и «саггитальные» движения, что означает, он все время мелко «дрожит», а иногда вдруг начинает «скользить» по картинке; в) в тех случаях, если это движение останавливается, через секунду буквально человек перестает видеть то, что перед ним, и начинает видеть «нуль-цвет». Все этот «нуль-цвет» видели – это сумма всех цветов, всего светового фона, что попадает в глаз через зрачок. Мозг складывает все это и определяет как исходную точку для распознавания остальных цветов – красного, синего, белого – но это тоже тема отдельной лекции. Ведь у всех бывало – спросонок, когда сильно потрешь глаза или зажмуришься, и несколько секунд не видишь ничего, а только желтовато-коричневатый фон, по которому пятна бегают. Это и есть нуль-цвет. При сильном трении глаз на секунду «останавливаются» мышцы, управляющие его движением (защитный эволюционный механизм). И мы перестаем видеть.
Ага, - сказал я – прикольно. Если глаз перестает двигаться, то мы слепнем. И проделал с собой опыт (не надо пробовать, поверьте на слово – это не очень приятные ощущения) – взял себя за глаз большим и указательным пальцем, поместив в углы глаза и сдавил. Сразу чувствуется, что глаз дергается, пытается совершать свои аккадические и саггитальные движения. Если держать крепче – то перестаешь видеть. Бррр-р, даже вспоминать противно. Ну ладно, ради науки, не лопнул глаз, и слава Богу.
Теперь отвлечемся и посмотрим, что нам известно про знаменитых медитирующих йогов. Первое: они садятся и смотрят на какой-нибудь предмет (на свой пупок, например), до тех пор, пока предмет не начнет светиться. Второе: они в состоянии медитации перестают видеть с открытыми глазами. Третье: у них возникает «парадоксальное» состояние работы мозга, когда в голову приходят нестандартные, скажем так, идеи и мысли – озарение, сатори, как ни назове. Это чисто с технической точки зрения.
Хорошо, сказал я, надо разобраться со свечением предметов. И тут мне в руки попадается медицинский толстенный томище на английском, где как раз товарищи офтальмологи пишут про работу глаза и восприятие изображений, и я узнаю про остаточные изображения на сетчатке. Самый простой пример: посмотрите прямо на солнце (фигурально, не надо этого делать, поверьте на слово, хотя наверняка смотрели в детстве) – еще долго потом вы будете смотреть куда угодно, а перед глазами будет мерцать и светиться синеватый кружок. Оказывается, когда достаточно яркий свет фигачит по сетчатке глаза, рецепторы не успевают «восстановиться» + мозг дает сбой в обработке сигнала – и остается так называемое «дополнительное» изображение. «Дополнительные цвета» - это те, которые находятся друг напротив друга на круге радуги: оранжевый напротив синего, зелено-голубой- фиолетово-розовый и т.д. И в книжке для иллюстрации предлагался простой опыт: нарисовать красный кружок диаметром сантиметров пять на белом листе бумаги. Сесть напротив на расстоянии метра полтора. И тупо смотреть, стараясь не сдвигать взгляд. Через некоторое время резко перевести взгляд в сторону – и увидишь синеватый кружок. Многие, наверняка, знают ситуацию – лежишь на пляже, или сидишь на собрании, придремываешь – и вдруг начинает слегка все обрастать светящимися «ореолами».
И тут все сложилось! Биологическая обратная связь (датчик) – это же наши глаза.
И я провел первый технический сеанс медитации, опробовав на себе.
Но сначала надо разобраться еще в одной интересной теме – волны в мозгах.
Дело в том, что в голове у нас существуют специальные волны определенной частоты. Их уже известно до фига. В то время информация была лишь по некоторым. Это так называемые ритмы мозга - «альфа», «бета», «каппа», «мю», «тау», «лямбда», «сигма» и т.д. Есть, например, ритм, отвечающий за «настороженность». В обычном состоянии, когда все нормально и спокойно (вы сидите летним хорошим днем в кресле на даче, читаете книжку, птички поют…) – его нет. Но если хлопнуть в ладоши сзади неожиданно, идет всплеск этого ритма. При сонливости набегают «тета» волны, и т.д.
Так вот, эти ритмы сознанием не контролируются – и мозг устроен так, что при закрытых глазах ОБЯЗАТЕЛЬНО работает альфа-ритм. Закрыл глаза – включился альфа-ритм. Ну там все несколько сложнее на самом деле, но идея, в принципе, простая – определенным состояниям человека (решает сложную задачу, засыпает, проснулся и активен и т.д.) соответствуют определенные наборы и сила ритмов.
Так вот!
Берем кружок, можно черный, нарисованный на листе белой бумаги, садимся в удобное кресло, полулежа, закрепив лист в метре-полутора перед глазами. И расслабляемся, смотрим на этот кружок (это у нас замена пупка у йога), стараясь, чтобы взгляд «не сдвигался». Не напрягаемся, дышим спокойно, как будто спим. Когда взгляд, все-таки, «соскакивает» в сторону, спокойно возвращаемся к центру кружка и продолжаем смотреть.
Через некоторое время мы заметим, что по краям кружка возникает светящийся и дрожащий ореол. А если взгляд сильно уходит в сторону – то возникает и светящийся кружок! Возвращаем взгляд, совмещая светящийся кружок с черным нарисованным.
Тут опять интересно, когда совмещаем светящийся кружок с нарисованным, картинка общая становится как бы бледнее, покрывается таким серовато-коричневым туманом. Это выплывает нуль-цвет, ведь наши глаза максимально «останавливаются».
Хорошо тренироваться в ванной, лежишь, вода теплая, расслабленный, и смотришь на кафель. Расчерченные полоски играют роль кружка – через некоторое время, если глаз сдвигается, то возникает яркая светящаяся сетка – и ее легко обратно совместить с полосками, она дает нам как бы систему координат для обратной связи. Веки можно чуть приопустить, так легче, чтобы взгляд был, как смотрит старый еврей на гоя.
Сложного нет вообще ничего. Через несколько таких занятий вы поймете, как «останавливать» взгляд. При этом с краев поля зрения «набегают» коричневато-желтовато-сероватые «волны» нуль-цвета, и картинка начинает блекнуть, и становится как на переводных картинках, очень неяркой, а потом вообще пропадает.
Все. Вы достигли основного: перестали видеть с открытыми глазами, потому что остановили движение мышц глаза.
И тут-то происходит самое интересное. Пограничные состояния вообще интересны с точки зрения работы мозга. Сальвадор Дали специально брал в руки железяку, подставлял таз и начинал придремывать – и тут ему грезились видения, но когда он слишком расслаблялся и уходил в сон, железяка падала в таз из руки, и он вскакивал и зарисовывал то, что видел в пограничном состоянии. Исторический факт. Не дурак был Сальвадор!
А у нас что происходит? Во-первых, мы выполнили два из трех условий по описанию медитации йогов: смотрим (не на пупок, хотя в принципе по фигу на что смотреть) на кружок или сетку – и перестаем видеть с открытыми глазами; вокруг предметов появляются светящиеся ореолы; и… озарение или сатори? Где оно?
А оно вот где (это моя собственная теория, может быть неверной, но работает): мы ставим собственный мозг в занятную позицию, глаза вроде бы открыты (по крайней мере датчики открытых-закрытых глаз сигнализируют от мышц, что глаза открыты) – значит, надо включать ритмы мозга, которые работают при открытых глазах. В то же время идет сигнал от обрабатывающих изображение на сетчатке отделов мозга – что картинки нет! И мозг приходит в «пограничное» состояние. Или «парадоксальное», не знаю, врать не буду.
Тут все люди взрослые, и понятное дело, что надо головой при этом соображать – стоит так экспериментировать, или нет. Если есть проблемы с давлением, сердцем, припадки, другие хронические заболевания, и вообще – лучше не надо. Тема исследована только на мне (ну еще на йогах – но они же не расскажут!) – так что думайте и решайте сами.
О пользе: во-первых, насобачился засыпать в любой обстановке на раз-два. Очень, кстати, трудно при этих опытах не заснуть, срубает в финальной стадии незаметно – вот ты еще опыт на себе ставишь, и вот уже открыл глаза, а ты час-два продрых как сурок. Во-вторых, когда надо переработать до фига информации, я так делаю – и, конечно, врать не буду, как Менделеев из ванной не выскакивал с криком «эврика», но гораздо чаще (и даже во сне бывало), решение проблемы приходило, и часто весьма оригинальное. Это точно работает. После ряда опытов уже это ощущение «остановленных» глаз как-то начинаешь понимать, и очень быстро получается картинку если не совсем убрать, то сделать сильно «матовой», стертой – и организьма отдыхает и мозг, видимо, задачи решает в усиленном режиме, но при этом, как ни странно, тоже отдыхает. В общем, я это по приколу изучал, но, если просуммировать – то, наверное, это единственное более-менее технически внятное объяснение явлению медитации, описанной как практика йогов. Сколько я не искал в научной и популярной литературе, чтобы кто-то так давал методику – ноль. Или полный полет фантазии с астралом, или мелкие обрывки, подтверждающие тот или иной момент. Так что уж на суд читателей.