Найти тему
Lucy Vilki

Тема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"

Комедия Д.И.Фонвизина "Недоросль" - произведение сатирическое, построенное на традициях драматургии XVIII века. Фонвизина называли "сатиры смелом властелином". Сатира должна исправлять нравы и учить. Так считал писатель.

Идейная направленность произведения обусловлена временем, особенностями русской жизни и прогрессивным общественным движением второй половины XVIII века. Фонвизин показал зависимость характера и поведения людей от среды, в которой они живут. Воспитание Митрофанушки - убедительный пример того, что среда и условия жизни определяют поведение человека и его взгляды на жизнь.

Давайте посмотрим, в чем же заключалось воспитание недоросля?

Митрофанушка - главная отрада Простаковой, её единственный сын, в котором она души не чает и делает всё только ради его блага. Для нее Митрофанушка - воплощение всех ее надежд и мечтаний, его недостатки она считает достоинствами, а его дурные привычки - прекрасными манерами. Все понимают, что ее любимый сын - бездарь и невежда, но никто не говорит этого вслух, боясь Простаковой.

Его образованием занимаются семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и учитель с говорящей фамилией Вральман. Сами они люди мало образованные. Вот как Кутейкин и Цыфиркин отзываются о "способностях" своего ученика Митрофана:

Цыфиркин : ... Дал мне Бог ученичка... Бьюсь с ним третий год трёх перечесть не умеет.
Кутейкин: ... Четвёртый год мучу свой живот... кроме задов, новой строки не разберет, да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам.
-2

Недоросль крайне неуважительно относится к своим учителям. Например, Цыфиркина он называет церковной крысой. Показательны и занятия, на которых присутствует сама госпожа Простакова . Когда Цыфиркин предлагает решить задачу, как разделить, найденные триста рублей на троих, Простакова говорит сыну: "Возьми себе все, Митрофанушка, не учись этой дурацкой науке". И подводит такой итог обучению арифметике: " Денег нет - чего считать, деньги есть - сочтём и без Пафнутьича хорошохонько". Но и самое важное, по мнению драматурга, не только образование, но и воспитание добродетели. Стародум говорит: " Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает ... добродетельную душу", то есть сначала надо воспитывать добродетель, потом уж думать об уме. Конечно же, никто из Простаковых и Скотининых не обладает ни умом, ни добродетелью. Эти люди полностью противоположны этим качествам. Но как сделать, чтобы люди стали добродетельны? Нужен закон, что" без благонравия никто не может выйти в люди... Тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится". Но по другим законам живут Простаковы, Скотинины. Скотинин, например, всякий убыток сдерет с крестьян, а госпожа Простакова считает, что "без наук люди живут и жили" и вообще "из нашей фамилии Простаковых, смотри-тка на боку лёжа, летят себе в чины". Но закон, по которому живут эти люди, по ним самим и ударит. Вспомним сцену, когда в финале мать теряет последнюю надежду - сына: "Да отвяжись, матушка, навязалась...".

"Невежда без души - зверь", - говорил Фонвизин.

Митрофан как раз есть невежда без души, и потому он страшен. Воспитание Простаковыми - Скотиниными рождает себе подобных, только в худшем варианте. Ведь госпожа Простакова любит сына, а тот, как выясняется, не способен на такие чувства к матери.

-3

В финале пьесы зло наказывается, а добродетель торжествует, но проблема воспитания при этом остается, и пока общество само не изменится, в нем будут Митрофанушки, Простаковы и Скотинины.

...

Не забудьте подписаться и посмотреть предыдущие статьи. Пишите в комментарии темы на которые можно порассуждать.