Найти в Дзене
Исторический Ляп

Бывший член Политсовета «Молодой Гвардии Единой России», член Общественной палаты Павел Данилин: Большевики не свергали царя

1. Красные не свергали монархию. Это сделали будущие белые.

2. Красные не разрушали армию. Это сделали будущие белые (тезис может показаться спорным, но реальность именно такова).

Запись в блоге, 17 сентября 2020 г.

Роль большевиков в свержении Николая II не слишком велика, но петроградские активисты и руководящие работой в стране члены Русского бюро Центрального Комитета партии активно участвовали в уличных выступлениях и где возможно возглавляли их. Член Русского бюро и будущий народный комиссар труда Александр Шляпников 25 февраля 1917 года сообщал в ЦК:

«С 23-го пополудни мы переживаем большие события. В связи с женским днём на некоторых заводах были организованы митинги. Закончилось забастовками в Выборгском районе, оттуда перешли в Центр на Петербургскую сторону и т.д. К этому времени был закрыт, в связи с экономической забастовкой и митинговыми кампаниями, Путиловский завод. Рабочие Путиловского завода обратились за помощью к организации. К этому же времени требования (недостаток хлеба) достигли необыкновенной остроты, и всё это отразилось на настроении рабочих кругов. В пятницу стачка приняла ещё бóльшие размеры, частично бастовал Трамвай. Утром были крупные демонстрации рабочих (в 11 часов на Выборгской стороне шло в город до 50 тыс. рабочих). В различных частях города демонстрации были в продолжение всего дня. Днём и к вечеру большие митинги по всему городу и даже в различных частях Невского. В субботу стачка распространилась на весь промышленный Питер. С полудня стал Трамвай. Днём демонстрации на Невском, у Казанского Собора и Знаменской площади. Были столкновения с полицией и учебными войсковыми командами. Убитых насчитывают десятками. Собиралась городская дума, высказалась за необходимость свободы печати, слова и собраний, а также выборов в предполагаемые рабочие комиссии по продовольственному вопросу. На призыв организации идти в город к Казанской площади откликнулся весь рабочий и демократический Питер. Во всех переулках стоят войска. Время от времени раздаются залпы вдоль Невского у Знаменской площади и других местах». (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 1929. Л. 1–1об)

Неудивительно, что при формировании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов туда вошли и большевики. На 1 марта из 25 членов Петросовета 4 было большевиками из Русского бюро (Шляпников, Пётр Залуцкий, будущий нарком иностранных дел Вячеслав Молотов и Кирилл Шутко).

Именно Петросовет 1 марта издал знаменитый «Приказ №1». Согласно этому документу «Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей. … Приказы Военной комиссии Государственной думы следует исполнять, за исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета рабочих и солдатских депутатов. Всякого рода оружие, как-то: винтовки, пулемёты, бронированные автомобили и прочее — должно находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам, даже по их требованиям».

«Приказ №1» сыграл важнейшую роль в разрушении армии и принимал его весь Петросовет. Шляпников в мемуарах «Канун семнадцатого года. Семнадцатый год», вспоминал:

«Всякий раз, когда я вспоминаю происхождение приказа номер первый, передо мною ярко развертываются некоторые моменты из заседания Исполнительного Комитета в тот день. Это дело было как раз в тот же день, когда мы перебрались в другую комнату, занятую когда-то Финансовой комиссией Государственной Думы. За длинным столом, покрытым зелёным сукном, заседали члены Комитета. На одном из концов стола с листом бумаги в руках сидел глубоко штатский человек, Н.Д. Соколов, окружённый представителями от солдат, среди которых помню: А. Падерина, Садовского, В. Баденко, Ф. Линде, диктовавших Н.Д. Соколову параграфы приказа. Остальные члены Исполнительного Комитета не вмешивались в их техническую работу, выжидая, когда приказ будет закончен и целиком поставлен на обсуждение. Частенько в группе возникали споры, тогда все вставали, переходили к окну, выходящему в запушенный снегом сад, садились у окна и вновь продолжали писать. Наконец приказ готов, предложен Исполнительному Комитету. Н.Д. Соколову предлагается зачитать. Торжественно и внятно читает Николай Дмитриевич приказ, приковывая внимание всех к его содержанию. Приказ имел восемь разделов, обнимавших совокупность всей жизни солдата, как в казарме, так и вне её, вне службы. Ни одного принципиального возражения не было высказано в этот день. Казалось, что всё правильно, права солдата ограждены. Так был принят в Исполнительном Комитете знаменитый приказ номер первый».

Ведущий научный сотрудник-консультант Института российской истории РАН Георгий Злоказов в исследовании «Новые данные о Приказе № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов» («Источниковедение отечественной истории: сборник статей. 1981») отмечает также участие в работе над документом других членов Петросовета. А именно внефракционных социал-демократов Юрия Стеклова (Овшия Нахамкеса) и Мечислава Козловского, меньшевика Мечислава Добраницкого, эсера Василия Филипповского, ещё одного меньшевика А. Борисова и близкого к эсерам Б. Любарского.

Полный текст - http://istlyap.ru/bolsheviki-ne-svergali-monarhiyu/