Впервые я прочитала сказку «Дракон Мартин» в журнале «Мурзилка», когда мне было 4 года. Читать я научилась в три, а в четыре легко «глотала» книги и ждать целый месяц продолжения было ОЧЕНЬ трудно. Возможность прочитать книгу полностью, взахлёб – до сих пор приводит меня в восторг.
В детстве я любила «капиталистические» сказки – детские книги, в которых не замалчивались вопросы денег и собственности. «Дракон Мартин» в этом смысле идеальная книга – драконы живут в собственном доме, работают и получают зарплату, готовят еду, живут вполне материальной жизнью. Только представьте – взрослая, детально прописанная жизнь, в которой есть драконы!
Эта книга меня не просто впечатлила – она в значительной мере меня сформировала. Перечитывая недавно, я увидела отчётливую взаимосвязь «Дракона Мартина» с «Егоркой и Змеем Добрынычем».
«Вообще говоря, всякий дракон может изрыгать огонь. Но Георг это делать уже разучился. Он слишком давно в этом не упражнялся. Самое большее, на что его хватало, – раскалить самый кончик языка. И Мартин тоже разучился».
«Георг запрыгал, как кролик, замахал крыльями, но от земли оторваться не мог. Летать он, оказывается, тоже давно разучился. И Мартин разучился.
«Плохо дело, – подумал Мартин, – когда дракон чего-то не умеет».
Никого не напоминает? Но не только неумение летать и доброта и щедрость драконов запали мне в душу. Я сегодня неожиданно обнаружила влияние «Дракона Мартина» на моих... вулканоежек.
«Мне кажется, мы вообще слишком много делаем, как люди, и слишком мало, как надо бы делать драконам. Мы всё время обезьянничаем. Я умею есть ножом и вилкой, играть в карты и в футбол».
Драконы в книге Хельмута Ценкера так же, как вулканоежки... вернее, наоборот, вулканоежки так же, как драконы в книге Ценкера, стали жить похоже на людей. И это не единственное совпадение – на драконов не обращают внимания, как и на вулканоежек; и, перечитывая «Дракона Мартина», я вспоминаю слова Иды Палны о том, что не у каждого хватит смелости узнать с кем общается его ребёнок; и, разумеется, праздник в конце сказки.
Думаю, если провести сравнительный анализ с моими книгами, можно будет и другие параллели найти. Вот такое сильное глубинное впечатление произвела на меня история der Drache Martin.
«– Что за вздорные книжонки вы читаете? – спросил Георг.
– Ещё никогда и ни один принц не был превращён в дракона, – сказал Мартин. – Другое дело, когда принц оказывался на самом деле заколдованным драконом – такое бывало сплошь и рядом».
Надо сказать, это вторая детская книга Хельмута Ценкера, ранее он выпустил для детей «Господин Новак куролесит». А вообще Ценкер не детский автор. Австрийский писатель, поэт, драматург, автор радиопьес и пьес для театра, многочисленных кино- и телесценариев, режиссёр. Ценкер известен детективами для взрослой аудитории – он создал несколько детективных сериалов с одними и теми же героями, и киносценарии для экранизации этих детективов. Детских книг он написал четыре, про брата и сестру Шурли и Франци. В двух сказках появляются драконы Мартин и Георг. Следующая книга с ними, «Дракон Мартин и похищенное привидение», тоже связана с индустрией развлечений, в которой работают Георг и Мартин.
Кстати, про Георга. Часто недоумевают: почему в названии только Мартин, если есть ещё его брат Георг. Никогда этот вопрос у меня не возникал. Мартин лидер по характеру и старший в роду. Георг милый, экстравагантный и ведомый. Я его очень люблю, но рулит в книге Мартин. Ценкер всегда был аккуратен и точен в выражениях, а уж в названиях своих книг тем более. Как вы думаете, мог дать книге непродуманное имя человек, включивший в детскую сказку таких персонажей:
« – Это ваш провал, – сказал бургомистр. – Придётся вам за него отвечать.
– Но я несу ответственность не один, – оправдывался начальник полиции.
– Разумеется, нет, – согласился бургомистр. – Однако в данном случае кому-то надо взять её на себя. Не мне же. Для того у меня на каждом посту и есть люди вроде вас. Иначе мне приходилось бы подавать в отставку из-за каждой мелочи.
Начальник полиции чувствовал себя уничтоженным.
– Вы просто выйдете пораньше на пенсию, – утешил его бургомистр. – Не так уж плохо для вас.
– Я не хочу на пенсию.»
Сказки Ценкера простые, да не очень. В них есть чудеса (дружба с драконами), но происходят эти чудеса в обычной жизни, полной проблем в отношениях родителей друг с другом и с детьми. И, что важно, чудесным образом сами собой проблемы не исчезают, семья не исцеляется по волшебству. Не магическим путём, а обыденным, рутинным, работой над своим поведением и выбором диалога в отношениях. Всё-таки недаром Ценкер закончил педагогическую академию и работал в начальных и специальных школах в Вене и Тироле. Франци, Шурли и их мама с папой – настоящие. Почти такие же настоящие, как драконы.
«Никто не думал, что эти драконы настоящие. Вот ведь какое дело».
Настоящие, как талант Хельмута Ценкера.
Он много сделал за свои 53 года. Я бы хотела когда-нибудь принести цветы на его могилу на центральном Венском кладбище. Не обязательно в день его рождения 11 января или в день памяти 7 января. Но обязательно поблагодарить за «Дракона Мартина». И за Георга. За книгу, которая меня вдохновляет с четырёх лет и по сей день.
«Мартин и Георг некоторое время шли, не задумываясь о направлении.
– Что теперь? – спросил Георг.
– Понятия не имею, – ответил Мартин. – Может, нам всё-таки лучше работать драконами?»