Найти тему
Каморка художника

Небо - не голубое, снег - не белый. Почему так важно научить ребенка видеть?

Художник Венета Дочева.
Художник Венета Дочева.

Научиться рисовать с нуля на самом деле не так уж и сложно. Знание теории и бесконечное ее применение на практике - вот и весь секрет обучения. Как говорил Павел Петрович Чистяков (русский художник и педагог XIX - начала XX вв.): "Нарисуешь раз со сто - и получится просто".

Но! Без умения видеть вся практика превращается в бессмысленную рутину, польза от которой практически равна нулю. Почему же?

Дело в том, что мир вокруг нас не так прост, как кажется на первый взгляд. Мы видим вокруг себя тысячи предметов ежедневно и даже не задумываемся над тем, как они устроены и какое место они занимают в окружающей среде относительно того множества, что рядом с ними. Небо голубое, деревья зеленые, снег белый, тучи серые и так далее...

Но так ли это на самом деле?

В чудесной книге Адольфа Воловика "Человечек на стене" описана одна интереснейшая ситуация, произошедшая в свое время со знаменитым французским художником второй половины XIX - начала XX вв. Клодом Моне:

"Однажды французский художник Клод Моне приехал в Англию. Ему хотелось познакомиться с этой страной и, конечно, порисовать. В Лондоне он увидел красивое церковное здание - знаменитый собор Святого Петра, или, как его называют в Англии, Вестминстерское аббатство. <...> Моне решил нарисовать собор. Он выбрал место и начал работать.
Происходило это все в туманный день. Лондон вообще известен всему миру как город туманов. В то время, когда Моне рисовал, туман был очень густым. Таким густым, что еле-еле можно было рассмотреть очертания зданий. Моне так все и изобразил. Когда картина была готова, он показал ее на выставке.
Лондонцы увидели картину и начали смеяться. Дело в том, что туман на этой картине был нарисован розовым. "Подумаешь, - говорили они, - приехал какой-то французишка и рисует всякую чепуху. Любому ребенку известно, что туман серый". Но когда возмущенные лондонцы вышли на улицу и, желая убедиться в своей правоте, еще раз внимательно посмотрели на туман, то оказалось, что он розовый. Лондон - город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Так художник увидел то, что другие люди не замечали. С тех пор туман перестал быть только серым. Моне даже прозвали создателем лондонского тумана".

Подобный взгляд на вещи касается не только тумана, но и всего остального. Например, деревья. Действительно ли они такие зеленые, как мы их видим?

Фото с сайта Pinterest.
Фото с сайта Pinterest.

Если присмотреться к этому акварельному пейзажу, что приведен выше, то можно заметить, что зеленый цвет здесь не так однозначен. На свету он тяготеет к желтому, в тенях - к синему.

Художник Грэм Геркен.
Художник Грэм Геркен.

А на этюде австралийского пейзажиста Грэма Геркена можно заметить, что чем дальше деревья, тем больше в них преобладает сине-фиолетовых светлых оттенков. Это связано с таким понятием как "воздушная перспектива". Да и зеленый - сложный цвет, состоящий из всевозможных замесов.

И только когда ребенок научиться видеть цвет как художник, понимать, из каких цветов можно его составить путем смешивания или наложением друг на друга, только тогда он действительно встанет двумя ногами на этот сложный, но интересный путь. Причем данное умение важно не только в рисовании. Тот кто умеет видеть, становится наблюдательнее, да и зрительная память улучшается, что нужно, в общем, каждому человеку в абсолютно любой профессии.

С вами был канал Каморка художника!
Остались вопросы или появились новые? Пишите в комментариях.