Предлагаем Вашему вниманию вопросы для самопроверки по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Ответы на вопросы Вы найдете в публикациях, ссылки на которые помещены в конце.
1. В какую эпоху написана комедия «Недоросль», в чем новаторство пьесы? Перечислите черты классицизма и реализма в комедии.
2. Какое влияние комедия оказала на последующую литературу?
3. Как изменилось значение слова «недоросль» в связи с заглавием произведения?
4. В чем заключается сюжет комедии – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка?
5. Какова система действующих лиц комедии? Какие персонажи изображены строго по законам классицизма, а какие – подробно, детально, почти реалистически?
6. Приводя сцены комедии, слова и поступки героини, докажите, что помещица госпожа Простакова наделена автором следующими характеристиками, входящими в общие понятия «злонравия», «бесчеловечия»: 1) властность (деспотизм), жестокость, помещичий произвол; 2) невежественность; 3) жадность (корыстолюбие); 4) эгоистичная, «безумная» любовь к сыну; 5) лицемерие, льстивость.
7. Охарактеризуйте мужа госпожи Простаковой, ее брата помещика Скотинина, ее сына Митрофана. Какой прием использован при создании образа Скотинина? Какие качества приобрел Митрофан вследствие «безумной» любви к нему матери?
8. Почему дядю Софьи Стародума можно назвать персонажем-резонёром? Какие идеи, близкие идеям самого автора, высказывает герой, рассуждая об обществе, придворной службе, богатстве, воспитании подрастающего поколения? Какие качества характера героя раскрываются перед нами, когда мы узнаем историю его жизни?
9. Какие персонажи комедии наделены «благонравием» (добродетелью, нравственностью), подобно Стародуму?
10. Каково значение второстепенных персонажей комедии?
11. Каково значение внесценических персонажей?
12. Перечислите проблемы и идеи комедии.
13. Какие художественные приёмы использованы в комедии, каковы особенности ее языка?
Выполните тест по комедии "Недоросль" в формате ЕГЭ.
Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать робенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова. Как же это?
Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежасъ). Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...
Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.
Митрофан с Еремеевною отходят.
1. К какому роду литературы принадлежит комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль"?
2. Традиции какого литературного направления XVIII в. продолжает комедия "Недоросль"?
3. Установите соответствие между персонажами комедии "Недоросль" и сюжетными деталями, которые с ними связаны.
А) госпожа Простакова
Б) Стародум
В) Скотинин
1) читает книгу Фенелона о воспитании девиц
2) узнает в учителе Вральмане бывшего кучера
3) считает географию не дворянской наукой
4) мастерски собирает оброк со своих крестьян
4. ________________ характеристика отрицательных героев комедии "Недоросль" связана с тем, что они используют слова, выходящие за рамки литературной нормы, - ________________ ("братец", "изряднёхонько", "схватило", "шальной", "кувшинец", "дрянь", "побегу-тка", "авось-либо").
5.1. Заботятся ли Простаковы о воспитании сына Митрофана?
5.2. Н. В. Гоголь писал о пьесе "Недоросль": "Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего карикатурного: всё взято живьём с природы..." Опираясь на приведенный фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
6. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором присутствует тема подрастающего поколения. В чем схоже (или чем различается) освещение темы воспитания в этом произведении и в "Недоросле" Д. И. Фонвизина?
(Ответы: 1. драма; 2. классицизм; 3. 324; 4. речеваяразговорные / речеваяпросторечные / речеваяпросторечия.)
Публикации о комедии
Комедия Фонвизина "Недоросль": история создания, черты классицизма и реализма, сюжет
Краткое содержание комедии Фонвизина "Недоросль"
Комедия Фонвизина "Недоросль" и ее всеми любимые отрицательные персонажи
"Недоросль" Фонвизина: положительные персонажи, вера в общественный идеал
"Недоросль" Фонвизина: второстепенные персонажи, художественные приёмы
Примеры сочинений в формате ЕГЭ по комедии Фонвизина "Недоросль" (задания 5, 6, 12)
_________
Список статей канала со ссылками облегчит вам работу!
По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.
Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!