Насколько мне известно, в древнем Шумере не было ни мобильных телефонов, ни видеоприставок. Поэтому шумеры развлекали себя как могли, без привлечения сторонних производителей. Использовались мозги, доски и пирамидальные кубики кости. Распространяться об этом они не любили, поэтому нам остается только строить догадки на основании предметов, которые удалось раскопать.
Как-то раз Леонард Вулли нашел пять игральных досок в царских гробницах города Ур, что в Месопотамии. Они датируются III тысячелетием до н.э. и относятся к числу самых ранних. Доски были разными по качеству оформления, но схожими по расположению элементов и составу игровых принадлежностей.
Одна /доска/ является очень простой и состоит из маленьких дисков-ракушек с красными или синими центрами, вделанными в битум, который покрывает дерево и служит фоном. Более сложная доска полностью покрыта инкрустацией из ракушечных пластин, украшенных лазуритом и известняком и разделенных полосами из лазурита; в других примерах большинство пластин, а также белые фигуры имеют гравировку в виде животных; однако все доски объединяет одна общая деталь: цветная розетка в среднем ряду большой секции, рядом с "мостом". Внутри полых досок были найдены семь белых и семь черных фишек вместе с шестью необычными игральными костями, пирамидальными по форме, у которых два острия из четырех имели инкрустацию. Три белые и три лазуритовые кости составляли комплект...
Роберт Белл "Энциклопедия настольных игр"
"Наверно это какая-то игра" - догадался Леонард Вулли. И, скорее всего, был прав. Маловероятно, что это шумерские счеты/калькулятор или методичка для расчета пенсии по выслуге лет. Хотя и такую возможность нельзя исключать. Самое обидное, правил к найденным доскам не давалось. Тогда энтузиасты настольных игр решили, что они сами себе шумеры, и придумали свои правила на основании имеющихся данных.
Правила
В одном из раскопов нашли 21 белый шарик. Вероятно, они служили эквивалентом счета для определения величины выигрыша.
Итак, в наличии имеем доску, два комплекта костей и фишек, условно белого и черного цвета. В каждом по 7 фишек и по три пирамидальные кости, два угла в которых отмечены бриллиантами (краска тоже подойдет).
1. Один игрок подбрасывает пирамидальную кость, второй угадывает какой угол окажется сверху. Угадал - выбирает свой цвет фишек и ходит первым. Если нет, это право достается второму игроку.
2. Каждый игрок начинает со "входа" на своей стороне. Направление движения показано на рисунке выше.
3. Кости бросают поочередно. Цена выпавших вариантов указана на рисунке.
4. Фишка может появиться на доске только при выпадении первого варианта (5 очков). После дополнительных попыток она перемещается вперед на соответствующее число клеток.
5. Если фишка попадает на отмеченный квадрат (на рисунке показан розовым), противник игрока платит штраф. Размер оговаривается заранее.
6. Центральная линия - общая. Поэтому, если фишка игрока должна встать на занятый квадрат, то фишка противника убирается с доски и добавляется к еще не введенным фишкам. Для снятия фигуры с доски требуется точный бросок.
7. Только одна фишка может находиться в одном квадрате. При этом игрок может иметь на доске сколько угодно своих фишек при соблюдении этого условия.
8. Игрок, чьи фишки все прошли через доску, признается победителем.
А дальше?
Не прошло и полутора тысяч лет, как в Египте появились доски для игры, очень похожие на шумерские. Эти доски относятся к "имперской" эре, то есть около 1580 г. до н.э.
На них тоже по 20 квадратов, 5 "штрафных" розеток, но общая линия увеличена до 12 клеток, оставив игрокам только по 4 своих клетки.
Игра прожила минимум полторы тысячи лет (скорее всего, больше). У меня нет уверенности, что о любой из современных игр будут помнить хотя бы 100.