При академической подготовке по живописи в рамках средней школы дети в основном работают с тремя жанровыми направлениями: натюрморт (в основной своей массе), пейзаж (пленэрная практика) и портрет (старшие классы). Натюрморт и портрет пишут внутри помещения, пейзаж, понятное дело, на улице. И во всех трех случаях живопись зависит от такого понятия как "освещение", которое бывает естественным (зависит от времени суток) и искусственным.
При таком раскладе в теории академической живописи считается, что естественное освещение в помещении из окна без дополнительных источников света имеет холодный оттенок, а естественное освещение на улице днем - теплый оттенок. И третьего варианта, если честно, не дано. То есть свет бывает либо холодным, либо теплым. Так, собственно, и вся цветовая палитра, которую только воспринимает наш человеческий глаз, делится на теплые и холодные оттенки.
Но раз у света есть оттенок, значит есть и цвет, которым он передается. Так холодное освещение передается при помощи синего цвета, а теплое - при помощи оранжевого. Чтобы было понятнее, обратимся к примерам.
Так выглядят яблоки, написанные при холодном освещении. Когда возникает такая ситуация, то свет пишут холодными оттенками на основе синего цвета, а тень - теплыми. То есть желтое яблоко, например, при холодном освещении на свету будет лимонного холодного оттенка приближенного к зеленому, а красное приобретет некий малиновый оттенок.
А вот так выглядит ситуация, когда освещение теплое. В таком случае, свет пишется теплым на основе оранжевого, а тени - холодными. Например, желтая груша на свету будет светло-золотистой, в тени же появятся холодные зеленоватые оттенки, красная груша на свету будет тепло-красной, а в тени приобретет фиолетовые оттенки.
Зависимость цвета от освещения дети изучают достаточно длительное время, так как вначале они больше исходят из теоретических знаний, плюс изучают цветовую палитру как таковую, а уже потом, когда глаз станет более тренированным, сами начинают замечать и передавать подобные тонкости. Причем работать с теплым освещением приходится первое время работать достаточно редко. В связи с тем, что естественное освещение напрямую зависит от времени суток, к тому же сам свет бывает достаточно размытым, в педагогической практике среди художников принято ставить лампы, чтобы сделать освещение более ровным и контрастным. Это сильно облегчает задачу для учеников, особенно когда предстоит длительная работа на несколько сеансов. Сегодня солнце, завтра дождь, а послезавтра занятие вообще вечером. К тому же у педагога появляется возможность выбирать оттенок света, холодный или теплый, к счастью, современные лампы это позволяют.
В конце отмечу еще один интересный факт: синий цвет бывает только холодным, а оранжевый - только теплым. И это касается как самих цветов в чистом виде, так и их оттенков. Хорошо это можно проследить на цветовом круге.
Если посмотреть на круг, то видно, что синий стоит между зеленым и фиолетовым, которые по своей природе являются холодными цветами, соответственно, все оттенки между ними будут также холодными. С оранжевым та же история: он находится между красным и желтым цветами, которые являются теплыми, и все оттенки между ними тоже будут теплыми.
С вами был канал Каморка художника!
Остались вопросы или появились новые? Пишите в комментариях.