Найти тему
Александр А.

«КРАЯ МОСКВЫ...»

Вид на Москву с балкона Кремлёвского дворца в сторону Москворецкого моста. Гравюра Ф. Лорие (или М.Г. Эйхлера) по рисунку Ж. Делабарта. 1797 г.
Вид на Москву с балкона Кремлёвского дворца в сторону Москворецкого моста. Гравюра Ф. Лорие (или М.Г. Эйхлера) по рисунку Ж. Делабарта. 1797 г.

«Когда вечернее солнце во всём великолепии склоняется за Воробьёвы горы, то войди в Кремль и сядь на высокую деревянную лестницу. Вся панорама Москвы за рекой… Чудесное смешение зелени с домами, цветущих садов с высокими замками древних бояр; чудесная противоположность видов городских с видами сельскими. Одним словом, здесь представляется взорам картина, достойная величайшей в мире столицы, построенной величайшим народом на приятнейшем месте. Тот, кто, стоя в Кремле и холодными глазами смотрев на исполинские башни, на деревянные монастыри, на величественное Замоскворечье, не гордился своим Отечеством и не благословлял России, для того (и я скажу это смело) чуждо всё великое, ибо он был жалостно ограблен природой при самом его рождении...»

Сие есть отрывок из сочинения К.Н. Батюшкова «Прогулка по Москве», писанного в 1812 году, буквально накануне грозной поры – Отечественной войны. Скоро, очень скоро той самой «мирной», допожарной Москвы, Москвы юности В.А. Жуковского и Д.В. Давыдова, детства П.А. Вяземского, А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина, не станет. Она исчезнет в сокрушительном и вместе с тем очистительном пламени. Завершится целая эпоха городской истории, городского ландшафта.

Заметим, к слову, что Первопрестольная рубежа XVIII-XIX веков отнюдь не была похожа на европейский город. За раскинутость и усадебный характер современники называли её «большой деревней».

Действительно, если бы взглянуть в то время на Москву с высоты птичьего полёта, она показалась бы сложенной из множества поместий. Ни прямых улиц, ни больших площадей не было. Не существовало ни планового строительства, ни городского благоустройства.

Желавшие обосноваться в старой столице дворяне покупали так называемые «пустоши», которых тогда было ещё много, и строили особняки в один-два этажа с мезонинами. Все эти магнаты жили с необычайной роскошью. Вокруг них было много крепостных театров и часто царила атмосфера праздника и бала, в которую погружался «весь город». Балы сменялись маскарадами, танцевали по два раза в сутки: и утром, и вечером, а в дворянских домах разыгрывали шарады и ставили живые картины.

Своего рода московское Сен-Жерменское предместье – средоточие столичного бомонда – представлял квартал вдоль Новинского бульвара. Этот особый замкнутый мир был связан узами родства, дружбы, лукулловых пиров, безудержного мотовства и одуряющих сплетен.

Ещё и теперь здесь, на углу Большого Девятинского переулка, сохраняется дом, где провёл детство Саша Грибоедов. Он рано увидел, что всё здесь сковано тупым коснением в родовых барских традициях, нерушимых обычаях и приличиях, строгом местничестве и чинопочитании, наконец, в тех самых старых предрассудках, о которых Чацкий вопиет: «Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары».

В этой характерной среде были свои оракулы и стражи великосветского культа, те самые княгини Марьи Алексеевны, строгих приговоров которых боялись даже убелённые сединами и заслуженные Фамусовы. К числу подобных законодательниц принадлежала и матушка Грибоедова, Анастасия Фёдоровна– женщина заносчивая, тяжёлого характера, всех в доме подчинявшая своей властной воле.

Тем не менее, в письме своему другу С.Н. Бегичеву Александр Сергеевич искренне признавался: «Отечество, сродство и дом мой в Москве». Ведь, если посмотреть с другой стороны, то время для Первопрестольной было стремительным и ярким. Сменялись моды и стили жизни. Желанными гостями любого приличного дома стали студенты и профессора Московского университета, писатели и журналисты. Несколько газет, десяток журналов, сотни учебных и популярных книг каждый год выходили из типографий. Образование становилось популярным. Рос интерес к своей истории, к своему языку, к древней культуре.

Таковую Москву в своём детстве застал и Саша Пушкин. Не исключено, что родители брали будущего поэта в гости к московским вельможам, у которых он мог близко видеть «фамусовское» общество.

Пушкин-ребёнок. Миниатюра Франсуа-Ксавье де Местра. 1801-1802
Пушкин-ребёнок. Миниатюра Франсуа-Ксавье де Местра. 1801-1802

Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горестей и бед.

(«Воспоминания в Царском Селе», 1814)

Детские впечатления, видимо, настолько глубоко врезались в память Пушкина, что через много лет (в 1819 году) в послании «Всеволожскому» он мог дать абсолютно исчерпывающую характеристику допожарной Москвы, перекликающуюся с грибоедовским «Горем от ума»:

Разнообразной и живой

Москва пленяет пестротой

Старинной роскошью, пирами,

Невестами, колоколами,

Забавной, лёгкой суетой

Невинной прозой и стихами.

Ты там на шумных вечерах

Увидишь важное безделье,

Жеманство в тонких кружевах

И глупость в золотых очках,

И тяжкой знатности веселье,

И скуку с картами в руках.

Теперь та, навсегда исчезнувшая московская романтика, «портрет городского пространства» остались лишь на живописных холстах, акварелях да на гравюрных оттисках.

Ф.Я. Алексеев. Красная площадь. 1800
Ф.Я. Алексеев. Красная площадь. 1800

Архитектурный пейзажист Фёдор Яковлевич Алексеев – последователь знаменитых итальянских ведутистов Антонио Каналетто и Бернардо Беллотто – писал виды Петербурга, где обучался в Академии художеств, а позднее был профессором и академиком; писал виды Венеции, где прожил шесть лет академическим пенсионером; писал Малороссию и Крым, путешествуя по следам императрицы Екатерины II.

Но делом его жизни стало снятие видов Москвы на стыке XVIII-XIX веков. И нашу столицу накануне Двенадцатого года, накануне её гибели мы до сих пор воспринимаем глазами Алексеева. Сам Фёдор Яковлевич, приехав сюда в первый раз, сообщал президенту АХ графу А.С. Строганову: «По усмотрении Москвы я нашёл столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать: должно было решиться, и я уже начал первый эскиз площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для написания картины». Такие Алексеевские полотна, как «Красная площадь», «Площадь в Кремле у Спасских ворот», «Соборная площадь в Кремле», «Вид Большого Каменного моста», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы», исполненные в 1800-1801 и 1811 годах, стали поистине знаковыми.

А некоторые из его работ загадочны, поскольку загадочна сама ушедшая Белокаменная.

Вот, скажем, всем известное место – Арбатская площадь, кинотеатр «Художественный», вестибюль станции метро «Арбатская».

-4

Однако в XVIII веке на месте кинотеатра помещалась усадьба графа Гавриила Ивановича Головкина. На плане 1770-х годов показан главный фасад дома с переходом над улицей к церкви Святого Тихона Амафунтского.

На Алексеевской акварели мы видим палаты (возможно, еще Петровской эпохи) и устроенный самим графом переход к церкви, которая была его домовым храмом. А общая перспектива – давно закрывшийся переулок, в створе которого когда-то открывался вид на Кремль. Атрибуцию подтверждает фрагмент колоннады в правой части работы: это дом графа Апраксина, вошедший в объём нынешнего здания Министерства обороны на Знаменке.

Загадка номер два. Почему в начале улицы Мясницкой (современное владение 6) показана пятиглавая церковь в духе XVII века, когда на самом деле храм во имя Гребневской иконы Божией Матери был одноглавым?

-5

Ответ – в акварелях (с людьми и без), предшествующих живописному варианту: там всё показано правильно. Возможно, это специальный заказ некоего петербуржца, пожелавшего видеть московскую церковь с пятью главами.

В перспективе картины – Никольские ворота Китай-города, там, где сейчас Никольская улица выходит на Лубянскую площадь.

Гребневская церковь (не исключено, что она даже XVI столетия) была снесена в 1930-х годах. Участок долгое время пустовал, потом появился то самое здание под номером 6. А вот в глубине стоит дом, где жил Владимир Маяковский, и где ныне создан его музей. Именно там сохраняется память о храме, как о месте погребения В.К. Тредиаковского, поэта, реформатора русского стихосложения.

"Ильинские ворота и дом графини Разумовской».

Теперь узнаётся лишь сам дом – его нынешний адрес: улица Маросейка, 2. Варвара Петровна Разумовская, сестра графа Николая Петровича Шереметева (владельца усадеб Кусково и Останкино и знаменитого крепостного театра) и оставленная супруга графа Алексея Кирилловича Разумовского, обитала здесь примерно тогда, когда художник писал свой вид.

-6

На повторении сей работы, выполненной учеником Алексеева И.А. Мошковым, добавлены люди, среди них хрестоматийный фонарщик, а на балконе дома – господа, в том числе, возможно, сама хозяйка.

Но может самым знаменитым здешним владельцем был наполеоновский маршал Эдуар Мортье, командир Молодой гвардии, назначенный императором губернатором Москвы. Именно он руководил минированием и взрывами Кремля и покинул город 11 октября 1812 года во главе арьергарда.

У левого края картины мы видим колокольню церкви Николы в Клённиках – храм этот, по счастью, уцелел. В то же время нет моста через ров, как нет и самого рва (засыпан в 1810-х годах) перед бастионами и стеной Китай-города.

Довольно большое количество московских пейзажей запечатлела кисть французского живописца Жерара Делабарта, работавшего в России в 1787-1810 годах. Произведения его – «Вид на Москву с балкона Кремлёвского дворца в сторону Москворецкого моста», «Ледяные горы в Москве на Неглинной улице во время Масленой недели», «Вид Моховой и Пашкова дома», «Вид Яузского моста и дома Шапкина в Москве», «Вид Серебренических бань в Москве»– приобрели особую популярность после того, как существенная часть облика Москвы была утрачена во время пожаров и разрушений в период войны 1812 года. Отметим, что с Делабартовских картин и акварелей выполнялись целые серии гравюр, причём как в России, так и в Западной Европе.

Ж. Делабарт. Вид Моховой и Пашкова дома. 1798
Ж. Делабарт. Вид Моховой и Пашкова дома. 1798

Австриец же Фридрих (Фёдор) Гильфердинг по основной своей профессии был театральным художником и машинистом сцены. Приехав в 1759-м по приглашению императрицы Елизаветы Петровны в Россию, он служил в придворном Оперном театре в Петербурге, а позднее перебрался в Москву, где работал в Петровском театре. Также исполнял эскизы декораций и костюмов к балетным спектаклям театра графа Н.П. Шереметева.

Кисти Гильфердинга принадлежит несколько полотен и акварелей с видами Первопрестольной столицы. Наиболее известны «Красная площадь» и «Сухарева башня» (обе 1780-е годы).

-8

Первая является важным историческим и художественным документом эпохи. Кремль ещё сохраняет здесь черты крепости: у Алевизова рва видны земляные укрепления, возведённые в Петровское время в связи со угрозой шведского нападения. Вдоль него в строгом порядке расставлен ряд пушек. Восстановленная после пожара 1737 года зодчим И.Ф. Мичуриным Никольская башня имеет барочное оформление. Справа – старые одноэтажные торговые ряды.

Героическая роль древней столицы в тяжелые месяцы Отечественной войны была глубоко осознана русскими патриотами всех сословий. Лицеист Александр Пушкин, находясь вдали от родного города, пережил горькие дни при захвате Москвы французами и вместе со всем народом испытал чувство гордости при известии об изгнании захватчиков из Белокаменной. Переполнявшие его чувства вылились позднее в знаменитых строфах:

И вы их видели, врагов моей отчизны!

И вас багрила кровь и пламень пожирал!

И в жертву не принёс я мщенья вам и жизни,

Вотще лишь гневом дух пылал!..

Где ты, краса Москвы стоглавой

Родимой прелесть стороны?

Где прежде взору град являлся величавый

Развалины теперь одни;

Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!

Исчезли здания вельможей и царей

Всё пламень истребил. Венцы затмились башен,

Чертоги пали богачей.

И там, где роскошь обитала

В тенистых рощах и полях

Где мирт благоухал, и липа трепетала,

Там ныне угли, пепел, прах.

В часы безмолвные прекрасной, летней нощи

Веселье шумное туда не полетит,

Не блещут уж в огнях брега и светлы рощи:

Всё мёртво, всё молчит.

(«Воспоминания в Царском Селе»)

Но время бедствия миновало, враги, теряя людей, лошадей, артиллерию и обозы, с позором бежали. Да иначе и быть не могло, ибо, слегка перефразируя слова императорского манифеста, «храброе потомство храбрых Славян неоднократно сокрушало зубы, устремлявшихся [на него] тигров и львов».

И спустя почти четверть века воспоминания о тех событиях, о немеркнущей славе Москвы и Кремля нашли пламенное выражение у другого гениального поэта, Михаила Лермонтова:

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою… и обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!

(«Сашка», 1835)

Рассказ о Москве до и после Двенадцатого года, о Москве сгоревшей и уцелевшей может быть бесконечным.

И.К. Олендорф. Пожар Москвы в 1812 году (Берлин, Исторический музей)
И.К. Олендорф. Пожар Москвы в 1812 году (Берлин, Исторический музей)

Практически сразу по завершении войны началась энергичная обстройка города. Целый ряд талантливых мастеров работает над созиданием храмов, дворцов, особняков нового стиля – русского ампира. И на месте выжженных пустырей рождалась новая, так называемая послепожарная Москва.

Как же заказчики и архитекторы, восстанавливая город после буйства Красного петуха, сохраняли то, что осталось от него, подчёркивали, даже экспонировали саму материю?

Пройдем для начала на Пречистенку, в квартал между Гагаринским и Хрущовским переулками. (К слову, это не тот Гагарин и не тот Хрущёв!) Последние сохранили имена дворян-домовладельцев.

Угол Пречистенки и Хрущовского переулка занимает великолепная усадьба, известная ныне москвичам и гостям столицы как Государственный музей А.С. Пушкина. До 1812 года она принадлежала князю Фёдору Сергеевичу Барятинскому, он приобрёл её в самом конце XVIII века, когда император Павел I приказал ему жить в Москве. Жилой флигель розового цвета вдоль переулка горел, но не сгорел, и благополучно стоит до сих пор. Далее помещались ворота, место коих в послепожарном доме занял главный вход. От прежнего строения остался и белокаменный низ. А вот верхний, парадный, этаж был деревянным и он, разумеется, стал жертвой пламени.

Фото Олега Серебрянского
Фото Олега Серебрянского

В 1814-м княжеские потомки продали погорелую усадьбу дворянину Александру Петровичу Хрущову, который незамедлительно начал восстановительные работы, поручив это дело известному представителю московского ампира А.Г. Григорьеву. Дом снова строился в дереве, и трудно поверить, но перед нами сейчас именно он.

На рубеже позапрошлого-прошлого столетий усадьбой владел дворянский род Селезнёвых, и это их герб мы видим на фасаде.

А на месте нынешней соседней школы стояла церковь Спаса в Чертолье, и звон её колоколов дважды в день разносился над усадебным садом.

...От частного пространства к общественному. От дома екатерининского вельможи к екатерининскому дару Москве – Университету.

Вид Московского университета (старое здание) через реку Неглинную. Акварель М.Ф. Казакова. Начало 1790-х гг.
Вид Московского университета (старое здание) через реку Неглинную. Акварель М.Ф. Казакова. Начало 1790-х гг.

Он долго проектировался великим Матвеем Казаковым и долго сооружался – с 1786 по 1793 год. На центральном дворе запроектирован был столб с глобусом и солнечными часами. Не те ли это часы, что в послевоенное время перенесли на фасад правого крыла? А в круглом помещении того же крыла при Екатерине II располагалась университетская церковь Святой Татианы, которая позднее была перемещена через Большую Никитскую улицу, в другое здание.

Великий пожар уничтожил кровлю, перекрытия, интерьеры старого университета, уничтожил его научные собрания, библиотеку. Но само здание было каменным, потому выстояло и было восстановлено зодчим Доменико Жилярди. Мы наблюдаем как раз его фасад, обращённый к Манежной площади. Тем не менее, это тот же екатерининский, Казаковский университет. И если взглянуть на здание сзади, то видно, что Жилярди бережно воссоздал и допожарный фасад: граница между «старым» и «новым» проходит по боковому скруглению.

Университетский актовый зал – полностью Жилярдиевский. То, что было задумано Казаковым, увы, не уцелело, и нам не известно, какова была, скажем, колоннада и т.д. Жилярди, впрочем, сохранил прежнюю планировку, однако увеличил высоту купола и добавил орнаментальную роспись в технике гризайль (под лепное).

Напоследок перенесёмся на площадь Яузских ворот. Квартал между бульваром и Серебряническим переулком занимает бывшая усадьба чаеторговцев Филипповых. А в XVIII веке владельцами её числился знаменитый род Гончаровых, основатель которого, Афанасий Абрамович (прапрадед Наталии Николаевны Пушкиной-Ланской), один из богатейших людей России, за заведение и распространение парусных и полотняных фабрик был пожалован в 1744 году чином коллежского асессора, что давало право на потомственное дворянство. По преданию, он снабжал парусиной английский флот. В 1760-м финансировал строительство колокольни своей приходской церкви – Троицы в Серебряниках с приделом Иоанна Предтечи.

Усадебный дом появился при деде Наталии Николаевны, Афанасии Николаевиче. М.Ф. Казаков настолько высоко оценил сие строение, что включил его в свои альбомы лучших партикулярных зданий города.

Еще в 2000-е годы можно было видеть зияние между двумя крыльями усадьбы. И нигде больше экскурсантам, да и любому зрителю так отчётливо не представлялась история пожара Двенадцатого года. Потом нашёлся инвестор, предложивший восстановить главный дом по Казаковским альбомам.

Усадьба Гончаровых-Филипповых. Художник А. Ковалевский. 2016
Усадьба Гончаровых-Филипповых. Художник А. Ковалевский. 2016

Решение спорное, но оно состоялось. Эдакая вольная игра со временем – не через пятьдесят или семьдесят, а через двести лет. Конечно, местность стала красивее, но что-то и ушло – зрелище жертвенного московского огня.

Как символично – и спустя два века Первопрестольная восстанавливает себя после пожара...