Найти тему
Игорь Орлов

Святой Максим Исповедник о важном моменте стяжания добродетелей

Оглавление
Святой преподобный Максим Исповедник (фото из открытых источников)
Святой преподобный Максим Исповедник (фото из открытых источников)

Святой Максим Исповедник один из величайших святых «золотого века» христианства.

Он был одарен гениальным умом, мог построить прекрасную карьеру политика, имел поддержку царственных особ. Но, обнаружил большее.

Оставив мир, святой Максим предался подвижнической жизни. Порядка десяти лет посвятил практике безмолвия. Потом занимался борьбой с ересью и исповеданием Христа. Преподобный Максим Исповедник оставил полезное наследие духовно-аскетической литературы.

Очень интересны и полезны его взгляды на природу и источник добродетели.

Вот, что заметил святой Максим:

«Кто думает, что достиг конца добродетели (самой добродетели), тот никогда не станет искать ее причину (источник). И будет считать, что все, что называется добродетелью, связано с ним и его Я. Таким образом он потерпит великий урон, поскольку потеряет Бога»
(Святые отцы добротолюбия. Максим Исповедник. Из серии «Азбука Спасения»)

Человек может иметь добродетель, считать, что имеет всю добродетель (ту или иную) и тем самым отдалиться от Бога, как Источника Добродетели. Осознание себя добродетельным, ощущение самодостаточности, ведет к потере Бога.

Современные аналогии этого: как река, отделенная от моря или море от океана, электрический прибор отсоединенный от электрической сети, смартфон и гаджет отключенный от роутера, роутер отключенный от сети и т.д.

Добродетель не цель, не искомое, не статус – утверждает святой Максим Исповедник – она путь, путь к Богу.

Цель – обретение Бога, Царства Его в душе, а направление на добродетели есть только лишь средства к этой цели, не более.

То, что сам человек (или другие люди) считают добродетелью – не вся добродетель, а очень малая часть. И если человек (или другие люди) принимают это малое за главное, за совершенство, за цель, то лишаются верного познания, Самого Бога, как источника познания.

Нужно другое. Вот как подчеркивает это святой Максим:

«Кто всегда ощущает свою нищету (малость добродетели), тот спешит к Тому, Кто утолит его эту нужду. К Источнику, к Самому Богу».
(Святые отцы Добротолюбия. Максим Исповедник. Из серии «Азбука Спасения»)

Тогда человек, понимая малость творимой им добродетели, не успокаивается и непрестанно ищет, жаждет новой добродетели. Он не остается в "болоте" малой добродетели своего естества, а ищет Бога, Его океан: Живой, Неистощаемый, Объемный. Это есть путь добродетели, путь духовного развития, путь к Богу.

Интересно понимание святым Максимом и области знания.

(Выше было сказано, что он обладал огромным умом и знанием.

Вопрос: как он стяжал, не растерял и преумножил эту добродетель благодатного знания?).

Древнегреческий философ Платон говорил, что противоположностью знания является не незнание, а ложное знание. Такое же понимание и у святых отцов – подвижников, аскетов.

Древнегреческий философ Платон (фото из открытых источников)
Древнегреческий философ Платон (фото из открытых источников)

Главным врагом истинного знания является скудное знание.

Получается так:

Чем больше знает человек, тем более он искренне понимает и утверждает, что не знает ничего или крайне мало. Знающего человека характеризует такая добродетель как смиренномудрие, скромность, не кичливость знанием.

Напротив, мало знающий человек считает, что знает все и склонен к гордыне ума, которая останавливает его на пути развития, обретения истинного знания.

В жизни духовной такой важный и тонкий момент: когда мы думает, что имеем какую-либо добродетель, думаем, что уже имеем все, и источник всего в нас.

Но если внимательно понаблюдать таких людей, то часто заметишь в них либо депрессию, разочарование (если человек имеет большой опыт), либо наивную восторженность, беспечность и превозношение (что более свойственно мало опытным), которые нередко приводят к падениям в разочарование.

Святой Максим замечает:

«Тот, кто понимает, сколь бескрайня добродетель, никогда не перестанет идти к ней, чтобы по возможности не отщепить начало и конец добродетели – Бога».
(Святые отцы Добротолюбия. Максим Исповедник. Из серии "Азбука Спасения")

Чтобы обрести такое понимание и отношение, надо влюбиться в бескрайнее величие Бога и Божьих добродетелей, представляя себя маленькой капелькой в бескрайнем океане, завораживающей огромной вселенной Бога. Капелькой, всегда пребывающей в Боге и с Богом.

Понравилось – ставьте лайк. Подписывайтесь на канал.

Читайте, пишите, делитесь с друзьями.

С Новым Годом. Любви, добра и новых открытий в Боге.