Все собаки, конечно, попадают в рай, но я не думал, что кто-то из них занимает там почетные должности. Так в XIII веке один монах по имени Стефан Бурбонский, путешествуя по Франции, обнаружил, что жители одной из деревень близ Лиона поклоняются могиле некоего святого Гинефорта (встречается также прочтение Гинфорт/Гинефор), о котором монах ранее не слышал, что странно, ведь он монах. Он-то должен знать.
Короче, пошел Стефан Бурбонский на могилу к этому Гинефорту, и понял что там... собака зарыта! Извините, не смог удержаться от каламбура. Святой Гинефорт оказался собакой, а если точнее – английской борзой.
Предание таково: жил да был в Лионской епархии лорд Виллар-ан-Домб, и был у него свой замок, большой и красивый, а также маленький сын. И вот в один день все почему-то оставили малыша без присмотра, и в дом заползла большая змея, которую никто, конечно же, не заметил (видимо она прокралась по трубам как василиск или в замке были огромные щели между кирпичами, неизвестно).
И вот змея практически доползла уже почти до детской колыбели и начала уже речи на своем змеином языке толкать, но малыш либо еще разговаривать не умел совсем, либо змееустом не был, так что ничего дельного змее ответить не смог, и та решила его сожрать.
Но не тут-то было! На помощь вовремя подоспел верный хозяйский пес по имени, очевидно, Гинефорт, бросился на змею и загрыз ее. На крик прибежал хозяин (отец года, называется), увидел опрокинутую колыбельку, пса с окровавленной мордой, и в ужасе решил, что собакевич ребенка то и порешил. Выхватил он свой меч и убил песика. А потом осознал.
Мораль: разберитесь в ситуации, прежде чем махать кулаками.
Это не конец истории, вообще-то. Лорд разрыдался по любимому и несправедливо убиенному собакену, воздвиг ему приличную такую могилу и памятник из камней. Про историю прознали местные жители и начали молиться псу, носить ему детей на могилу, чтобы он их защитил. Так пес резко стал святым.
Вокруг могилы сложился культ, в котором пес был главным божеством. Детей оставляли на соломенном ложе у памятника и ставили рядом свечки, после чего уходили и дожидались момента, пока свеча догорит. Еще раз: ставили свечи. В солому. Где лежал ребенок. В легко воспламеняемую солому ставили свечу и ждали, пока она догорит. Чтобы огонь свечи точно дошел до соломы.
Короче, куча детей сгорали заживо. Источник недостоверный, уровень доказательности С (что означает – бабка надвое сказала). Если ребенок выживал, мать тогда несла его к ближайшей реке и окунала в воду 9 раз. Медных труб в истории не зафиксировано, но мне кажется, выжившему после двух ритуалов ребенку они уже и не нужны были.
Когда в более менее цивилизованной Франции узнали, что у них там в провинциях происходил, культ, естественно, осудили: нечего мол детей убивать и собаку к святым приравнивать. Даже штрафовать за поклонение Гинефорту начали, и закон этот просуществовал до… 1930-го года. В 1930-м открыли Плутон и отменили штраф за поклонение собаке. Странные дела.
Католическая церковь заявила, что поклонение Гинефорту – идолопоклонничество, потому что по всем признакам он пёс. А сама история со святой собакой скорее всего выдуманная от и до, и имеет примерно такую же доказательную базу как Зевс или Шива или…другие высшие сущности…
Параллели со святым Гинефортом можно найти в эпосе других стран, от Великобритании (валлийскую версию пса звали Гелерт) до Индии (где вместо собаки мангуст). Где-то я слышал про мангуста, спасающего детей от змей… ах да, это же Рикки Тикки Тави! Только в версии Киплинга хозяева оказались более благоразумными и не убили спасителя своего сына.
Странная история, конечно.
Подпишииииииииись, тут интересно.