В истории автомобилестроения было время, когда философы сравнивали автомобили с готическими соборами, когда автомобили были произведениями искусства, а их уникальный дизайн отражал эпоху, людей и достижения цивилизации. Был ли такой автомобиль? Конечно! Это - Citroen DS.
Космическое направление
Холодной осенью 1955 года Citroen подарил парижанам путешествие в будущее. Презентация нового автомобиля была намечена на октябрь - он должен был стать преемником Traction Avant, поэтому большие ожидания были естественными. Но DS не выглядел как автомобиль, потому что в то время автомобили так не выглядели. Он был другим, несравненным, новаторским, брошенным из космоса на французскую столицу, как Эйфелева башня, более полувека назад. В тот день ошеломленные зрители на Парижском автосалоне осыпали Citroen лавиной из 12 000 заказов. Эту машину хотели все, потому что она создавала ощущение абсолютной уникальности. В поисках аналогий в этом всеобщем безумии можно сказать, что осенью 1955 года DS был сегодняшним iPhone, особенно тем, который был выпущен в годы его рыночного дебюта.
Чтобы лучше понять внешний вид Citroen DS, необходимо шире взглянуть на атмосферу, которая царила в Европе и в мире в то время. Послевоенная напряженность, которая пульсировала между Соединенными Штатами и Советским Союзом, вскоре должна была выйти за пределы нашей планеты. В 1955 году человечество было на пороге космической эры, эры космической гонки вооружений между двумя величайшими державами. Но задолго до того, как Советский Союз отправил спутник на орбиту, увлечение покорением и исследованием Вселенной отразилось в различных областях человеческой культуры и цивилизации - от книг, фильмов и музыки до моды, промышленного дизайна, архитектуры и автомобилестроения. «Космический век» в дизайне 50-60-х годов прекрасно вписался в цветущий послевоенный модернизм.
Современная скульптура
Без мечты о покорении космоса Citroen DS, вероятно, был бы совершенно другим автомобилем, может быть, таким же авангардным, но без всей этой потусторонней атмосферы. Стоит вспомнить, как создавалась самая известная модель Citroen. В эпоху звездных исследований итальянский художник-дизайнер Flaminio Bertoni, просто вылепил силуэт Citroen DS. Как в древности. В то время еще не было ни компьютеров, ни симуляторов, поэтому до того, как машина была облицована листовым металлом, это была скульптура. Самая настоящая скульптура.
Работа Citroen - это не только выдающийся стиль. Это, в первую очередь, революционная технология и дизайн, за которые отвечал гениальный André Lefèbvre, инженер и бывший авиастроитель. Немногим людям Citroen обязан так же, как ему - Lefèbvre создал самые важные модели марки - помимо DS, такие модели, как 2CV, Traction Avant и HY. И все же главный конкурент Citroen был близок к тому, чтобы воспользоваться идеями этого прекрасного дизайнера. Прежде чем Lefèbvre присоединился к Citroen, он два года проработал в Renault.
Работа над DS длилась более десятка лет и началась еще до Второй мировой войны. Окончательный эффект был таким же ослепительным, как отполированный Bertoni кузов - прежде всего гидропневматическая подвеска, которая сразу сделала Citroen самым комфортным лимузином в мире. Водитель мог регулировать дорожный просвет автомобиля - от 16 до 28 сантиметров, что с учетом состояния французских дорог в то время (особенно подальше от Парижа) было решением не только эффектным, но и безумно эффективным. Конструкция подвески позволяла ездить даже на трех колесах. Кроме того, вездесущая гидравлика, отвечала за управление четырьмя дисковыми тормозами, гидроусилителем рулевого управления, сцеплением и коробкой передач. Пойдем дальше: указатели поворотов - что-то подобное еще несколько лет назад было предназначено исключительно для самых роскошных автомобилей высшего сегмента. DS, ко всему выше перечисленному, был еще и пионером с точки зрения безопасности (контролируемая зона деформации) и использование легких материалов (алюминий и пластик).
В том, насколько надежной была эта машина, убедился президент Франции Charles de Gaulle. Когда в 1962 году на окраине Парижа было организовано нападение на него и его DS был обстрелян из огнестрельного оружия (одна из пуль прошла в нескольких сантиметров от лица de Gaulle, автомобиль не был бронированным), несмотря на проколотые шины, водителю удалось скрыться на полной скорости.
Реинкарнация богини
Citroen DS выпускался на протяжении 20 лет. За это время автомобиль нашел более 1,5 миллиона покупателей, несмотря на то, что Citroen не успел продвинуть свой автомобиль в США должным образом (в США было продано всего 38 000 экземпляров). Как ни странно, в стране, больше всего любящей стиль «космической эры», DS считался диковинкой, к тому же слишком маленьким, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым американцами к комфортабельным лимузинам. В Европе же более дешевая, или выражаясь современным языком - бюджетная версия автомобиля под названием ID была очень популярна. Были разработаны и выпускались версии универсал (на основе ID), кабриолет (самый редкий из DS, произведенный в 1958–1973 годах и было выпущено всего около 2000 единиц этой модели), довольно успешный раллийный автомобиль и самая роскошная версия Pallas. В 1967 году автомобиль претерпел единственное серьезное стилистическое изменение - круглые передние фары были спрятаны в абажуры и изменена носовая часть автомобиля.
Французы, очень изящно и нежно, окрестили DS «déesse», что означает «Богиня». Французский философ Roland Barthes в своих «Мифологиях» (1957) посвятил этой богине несколько предложений: «Я думаю, что сегодняшние автомобили - точный эквивалент великих готических соборов. То есть - самые выдающиеся выразители нашей эпохи. Совершенно очевидно, что новый Citroen DS упал с неба.»
Эпоха Citroen DS закончилась в 1975 году. Новый Citroen открылся столь же смело стилизованной, не менее комфортной, но гораздо менее технологически успешной моделью CX. Легенда об автомобиле, посланном с небес, попала в музей. Citroen вспомнил об этом, когда в 2009 году представил свой новый модельный ряд высшего класса, в номенклатуре которого использовались бессмертные две буквы. Вот тогда и было решено сделать следующий шаг - создать новый престижный бренд под названием DS.
Было бы, по крайней мере, кощунством, если бы, создав его, Citroenне воспользовался вдохновением, струящимся широким потоком от самого выдающегося автомобильного произведения, которое ему удалось сочинить.
Чтобы узнать ещё больше нового и интересного, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и не забывайте оставлять комментарии!