22 января 1991 года первый и последний президент СССР Михаил Горбачёв сделал жителям страны неожиданный "подарок": он подписал указ об изъятии из обращения и обмена банкноты номиналом в 50 и 100 рублей образца 1961 года. Примечательно, что о подписании этого распоряжения было объявлено лишь в 21 час по московскому времени, когда практически все банки и магазины уже были закрыты.
Одним из главных идеологов так называемой конфискационной денежной реформы стал премьер - министр СССР Павлов, принявший это решение всего лишь спустя неделю после своего назначения. Показательно, что за десять дней до этого события, Валентин Сергеевич, будучи тогда ещё министром финансов, заявил во всеуслышание, что никакой денежной реформы не будет.
Авторы этого нововведения, как они признались позже, планировали эффектом неожиданности побороть спекулянтов, контрабандистов, фальшивомонетчиков и коррупционеров, изъяв из обращения избыток денежных средств, хранящихся у населения "под подушкой". Если воспользоваться крылатым выражением Виктора Черномырдина, то "хотели как лучше, а получилось как всегда": очередная громкая реформа обернулась полным пшиком. Оказалось, что подавляющая часть населения, у которой имелись какие-то накопления, хранили деньги именно в сберегательной кассе.
Все сбережения населения в государственном банке были заморожены, а фактически просто украдены: вкладчикам милостиво разрешили снять по 500 рублей. Итогом стала полная утрата доверия населения к власти: 40 миллионов семей лишились всего, что им удалось скопить за долгие годы, хотя сохранность сбережений полностью гарантировало государство. Эти деньги до сих пор лежат в Сбербанке, которыми последний пользуется вот уже 30 лет абсолютно бесплатно.
"Правительство одним ударом ликвидировало все денежные сбережения предприятий и населения, обесценив их путём либерализации цен, проведенной без всякой компенсации... Население оказалось лишенным собственности, накопленной в виде денежных сбережений, причем не только наличных, но и депонированных в учреждениях Сбербанка, гарантом сохранности которых выступало государство".
Помощник директора Института социологии РАН В. С. Сычёва, 1994 г.
"Эти сбережения были накоплены на протяжении десятилетий, когда покупательная способность рубля и доллара были примерно одинаковы: на доллар можно было также купить буханку хлеба, как и на рубль. Таким образом, личные сбережения населения составляли $600 млрд, а государство их аннулировало".
Американский журналист и экономист Джуд Ванниски
На этом сюрпризы от Павлова не закончились. Неожиданно за одну ночь с 1-го на 2-ое апреля того же года цены на всё выросли в 3 раза. Например, проезд на метро стал стоить не 5, а 15 копеек.
Напомню, что 10 мая 1995 года был принят федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации". Этим законом государство как бы гарантировало сохранность ценности сбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года, обещая их компенсировать. Однако, этим всё и ограничилось.
Летом 2020 года были приняты поправки в Конституцию РФ. Власть уверяла нас, что изменения в главном законе страны затеяны вовсе не для обнуления президентских сроков Владимира Владимировича, а исключительно ради обеспечения социальной защищённости граждан и охраны национальных интересов. Прошло полгода, давайте посмотрим. В Конституции прописали поправку об обязательной индексации пенсий ВСЕХ граждан страны. Но работающим пенсионерам в индексации в очередной раз отказано.
Появилась поправка в статью 67.1, где чёрным по белому написано:
"Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации".
Таким образом, современная Россия признаёт долги СССР перед своим населением и обязуется их вернуть. Это, конечно, обнадёживает, но не очень: ведь совсем недавно Минфин сообщил, что государство в обозримом будущем платить по этим долгам не планирует.
По официальным подсчётам долг государства перед ограбленными гражданами составляет на 2021 год более 48 триллионов рублей, увеличиваясь с каждым годом примерно на 2 триллиона. Но, очевидно, что платить по долгам наше либеральное правительство не собирается.
Зато поправки, защищающие власть очень быстро нашли своё применение: в декабре Госдума почти единогласно приняла закон о пожизненной неприкосновенности бывших президентов РФ и членов их семей: их не могут привлечь к уголовной или административной ответственности, задержать, арестовать, подвергнуть обыску, допросу или личному досмотру. То, что президент и его родственники заработали непосильным трудом, навсегда останется с ними.
Создалась довольно парадоксальная ситуация: наша власть не только не помогает своим гражданам в условиях, когда люди массово теряют работу, доходы, возможность платить по кредитам, но и не прощает гражданам ни копейки. Даже так называемые отсрочки по пени за услуги ЖКХ прекращаются после Нового Года и многих граждан будет ждать весьма неприятный сюрприз. Однако платить по своим долгам наше социальное государство не считает нужным. Тот же Сбербанк или, как переиначил это название креативный господин Греф, Сбер хвастается на фоне массового обнищания населения и потери покупательской способности рекордными прибылями. В этом нет ничего странного: он наживается на населении, пользуясь ворованными деньгами. Банк, который принимает вклады под 3 процента, а выдаёт кредит под тридцать, не заслуживает ни малейшего уважения. Но что-то не слышно, чтобы хотя бы часть гигантской прибыли этого пока ещё государственного банка планировали пустить на компенсации.
Тем временем, состояния долларовых миллиардеров в России за последний год значительно увеличились, а их количество выросло. А, по самым скромным подсчётам, из нашей страны за последние 25 лет было выведено не менее триллиона долларов.