В августе 1930 года я был уже во Владивостоке. Посадка на пароход "Томск", 10-суточное плавание. Вечер. "Томск" вошёл в Авачинскую бухту. Пассажиры высыпали на палубу. По носу судна мы увидели высокую гору, на склонах ее подножия редкими светлячками мерцают огоньки. Долго мы смотрели на них. Только к полуночи, продрогшие и утомленные пережитыми волнениями, разбрелись на отдых. Но сразу уснуть не удалось: послышалось какое-то неведомое, раздирающее душу, наводящее тоску завывание. Что это? "Не волнуйтесь, — успокоили бывалые моряки. — Привычная для Петропавловска мелодия. Это — хор ездовых собак. Много их тут"(записки С.Кашубы).
Так значит ездовые собаки тех лет выли? А кто воет в дикой природе? Конечно волк. Выходит, что Камчатская ездовая тех лет была ближе к волкам, чем к собакам?
Как- то зимой, возвращаясь с работы, увидел у двери дома большую светлую собаку - таких я видел в нартах... Попробовал отогнать, - пёс отошёл медленно в сторону, сильно припадая на переднюю лапу. Я зашёл в дом и вышел с миской пищи, гость не отказался и съел всё. В углу, за сараем я оборудовал ему укрытие из старых ящиков и досок и ставил миску с кормом там. "Псина" жила у меня около месяца, вскоре уже ходила не хромая, а потом исчезла, как будто не было её никогда. За всё время, пока она жила у меня, я ни разу не слышал чтобы она лаяла, выла или рычала. Это было самое молчаливое существо в мире. А возможно, собака привыкла издавать звуки только будучи запряженной в нарту? Возможно...
Летом и осенью ездовых собак практически не кормили. Их отпускали и они добывали пищу самостоятельно до снега, могли не возвращаться домой по нескольку дней...
Где -то в конце августа или начале сентября я брал рюкзак, ставил в него трехведерную ёмкость и шёл в тундру к одной из сопок собирать рябину. Представьте: один в полупустой местности и вдруг несется огромная стая собак, голов 20, - и спрятаться негде. Что будете делать? Я просто застывал на месте и ждал. Стая проносилась мимо, ведомая вожаком, преследуя только ей известную цель. И не было случая, чтобы нартовые собаки напали на человека. Обычно ведут охоту на евражек. Евражка - это народное название арктического или беренгийского суслика или земляной белки. Масса евражки около 800 грамм, к концу лета и осенью накапливает жир и становится менее проворным, а потому зачастую является легкой добычей хищников. Собаки ведут охоту на евражек, применяя облаву и загон - гонят на засаду. Обычно стая собак не более десяти, так что если в тундре вам встретится большая стая, наверняка она распадется на две- три стаи...
Так вот, сколько раз я не встречал охотящихся собак, я ни разу не услышал от них ни лай, ни вой... Почему? Собаки стали молчаливее или порода меняется? Всё дальше и дальше от волчьей природы...?
Так может быть, чтобы возродить старую породу Камчатской ездовой собаки, нужно скрещивать её с волками? И вот когда она завоет, то можно считать, что возродили.
Я говорю о ездовой собаке, используемой коренным народом Камчатки, не затрагивая другие "лающие" породы, к примеру, оленегонную лайку... Если вы заведете такую собаку для дома, то покой не только ваш, но и ваших ближних и дальних соседей на этом закончится, т.к. бесконечный лай этого существа убедит вас в правильности поговорки "Покой нам только снится..." А на вид милейшая собачка, на Камчатке встречал их однотонной почти белоснежной расцветки. И в отличии от сосредоточенных, погруженных в свой внутренний мир ездовых, эти имеют сангвинистический вид и радость свою выплескивают на весь окружающий мир.
Спасибо. Понравилась статья? Ставь лайк, подпишись на канал, делись темой в соцсетях.