Угораздило меня в первый день нового 2021 года посмотреть-таки громкую премьеру двухлетней давности, гордо именуемую лидером тогдашнего проката. Фильмом "Холоп" режиссера Клима Шипенко с Милошем Биковичем в главной роли размахивали как очередной красной тряпкой, мол, российский кинематограф все еще живее всех живых.
Не смотрела два года и, похоже, правильно делала.
Итак, мажор Гриша, сын известного предпринимателя (Александр Самойленко), уставший от вседозволенности, попадает в очередную переделку.
Ему грозит тюрьма, но папа, как обычно, отмазывает отпрыска, проклиная собственное слабодушие и беспомощность в педагогических вопросах. Его возлюбленная, телеведущая (Мария Миронова) предлагает ему обратиться за помощью к одиозному психоаналитику (Иван Охлобыстин). И начинается эпичный эксперимент по перевоспитанию: сооружается деревня, стилизованная под русскую деревню XIX века, а мажор в ней - крепостной холоп Гришка.
С какой стороны рассматривать сие творение? По идее никак не фэнтези - современная Москва и тусящие мажоры более чем реалистичны. Но не тянет и на реализм потрясающим количеством несостыковок. Например, убило то, как полиция после громкого эфира Малахова (вот ведь украшение фильма!), вооруженная неопровержимыми доказательствами о творящемся насилии, вдруг внезапно ретируется. Просто герои, мило похлопав глазками, наплели о свадебном видео. Конечно, какое на фиг расследование, им же сказали! Хотя может, я зря, может, режиссер задумывал изящный стеб над органами, но чутка промахнулся.
Да, реалии XIX века просто растоптаны, но даже писать об этом лень. Как и про игру актеров, особенно молодых. Да - Ольга Дибцева замечательно играет... грудью.
А вот что получилось вполне реалистичным - так это отношения отца и сына. В фильме есть одна-единственная ценная фраза, которую сын роняет разозленному отцу: "Езжай дальше - куда там тебе все время надо?" В этой циничной фразе оттенок горечи сына, который, судя по всему, был избалован всем, кроме внимания и заботы отца. Но эту сюжетную линию, которая могла бы придать фильму хоть какой-то правдоподобности, развивать не стали.
Зато папа вместо того, чтобы перевоспитать сына вполне житейским способом, например, лишив денег и отправив на каторжную работу в Заполярье без возможности выехать (думаю, это вполне в его силах), затевает невероятно дорогостоящий проект, какой простому смертному и не померещится. Что он, лох какой-нибудь, чтобы по-простому сына муштровать? Нет, марку надо держать в любой ситуации.
Чего добивается сердобольный папа? Перевоспитать сына, сделать из него человека. Какими способами? Унижение, переходящее в садизм.
Чего добивается папа? Типа поумневший сын нашел свою любовь, даже поборолся слегка за нее и бузить стал намного тише и аккуратней.
То есть воспитательные методы сработали. То есть унижение, насилие как самые правильные методы воспитания рождают покорность как самый правильный образ бытия. И осунувшийся Гришка не находит в себе сил дать сдачи "барскому сынку", прокатившему его с вольной.
"Но ведь он увидел свое отражение, осознал и ужаснулся! Одумался и встал на путь исправления!" - скажет внимательный зритель!
На какой, Господи прости, путь исправления?
Стал ли Григорий достойным человеком? Нет. Он спокойно реагировал на то, как вместо него избивают другого холопа - здесь его стереотипы не поменялись. Просто приспособился к обстановке. "Умри ты сегодня, а я завтра" - так, кажется, описывал Солженицын психологию зеков в ГУЛАГе?
Перестал ли он пьяным садиться за руль и гонять по ночной Москве, подвергая жизнь других опасности? Нет. А то, что не бушевал при встрече с полицией, так месяцы избиений, видимо, страх все-же прорастили. Еще раз: не совесть, а именно страх.
А то, что за девушку сражался, типа за любовь настоящую, - не смешите меня. Сработала старая привычка добиваться своего. Просто способы пришлось применить иные, нестандартные.
В общем, из пропитого дурачка правильный холоп получился. Удобный.
Самое забавное, что спустя ровно год, в канун 2020, та же самая идея скармливалась зрителю в не менее нашумевшем "Союзе спасения", где мажористые дворяне в перерывах между пьянками, сняв с лица блюдце, творят какую-то жуткую хрень на Сенатской площади (восстание декабристов, если кто не в курсе). Главное, чтобы зритель так и не понял, зачем они это творили, но поспешил всячески осудить "неудобных".
По ходу, это новая новогодняя традиция отечественного кинематографа. Увы, я еще не успела посмотреть "Серебряные коньки" и "Огонь", но любопытство уже раздирает.
С Новым годом вас, мои дорогие подписчики! Жду вас на моем канале!
"Союз спасения": мыльный пузырь. Но красивый.
Русская мелодрама как средство уничтожения семьи
"Кококо": как "синий чулок" у хабалки счастью училась