Эта история произошла с моей бабушкой, когда она была еще молодой, но уже была замужем за дедушкой и имела двух маленьких детей.
Надо сказать, что жили они в казачьем селе, где нравы были довольно крутые, и назвать их можно - естественным выжи-ванием. Это и моё родное село-Городище Оренбург-ского района, Оренбургской области.
Бабушка, Елена Васильевна Морозова родилась в 1906 году "на хуторах" у Чёрной речки километрах в тридцати от Городище. Дедушка Чернов Николай Константинович был старше на год. Семьи их были среднего достатка, но бабушкина семья была брльше и побогаче, т. к. выращивала скот (в основном овец и коров), и в дальнейшем чудом не попала под раскулачивание. А дедушкина семья - это семья церковного старосты, имела только одного верблюда и нескольких овечек, но зато прадед построил добротный дом, который сохранился до настоящего времени. В нем и сейчас живут люди.
Так вот, расскажу, как и кем принимались решения о женитьбе. Когда подходил возраст создавать семью у молодых людей, то конечное решение принималось родителями, а ослушаться родителей означало - не получить благословения на брак, чуть ли не навлечь на себя проклятие.
Дедушке нравилась другая девушка, городищенская. Бабушка же увидела дедушку незадолго до сватовства.. Он и был первым парнем, кто ей понравился. В общем, сначала родители молодых решили их поженить, а уж потом их познакомили..
Вот так пришла молодая 19-летняя девушка в чужую семью, к практически незнакомому парню в жены.
Жилось ей в новой семье не легко. Свекровушка была жёсткого нрава, сестры дедушки, которые жили здесь же, тоже были не особо ласковы к невестке. Детки родились с разницей в два года, скудное питание, много разных хлопот. Нужно было и печь топить и воду с колодца носить, и огород, и уход за скотом... Это был 1929 год..
В августе бабушка заболела. То-ли глотнула ледяной воды на жаре в огороде, то-ли продуло, но резко заболело горло, потом начался тяжёлый кашель и жар. Можно себе представить, что это могло повлечь в то время за собой в селе, в котором был только малограмотный подслепо-ватый лекарь. По началу свекровка сказала: "Ня надыть лекаря, похвораить, да побегеть.." Жаропонижающих никаких не было, о них никто и не знал. Бабушке становилось все хуже, чтобы как - то снизить жар, её положили "в горнице на полу под иконами."
Дедушка не выдержал и пошёл за лекарем. Лекарь сослался на занятость и сказал, что придёт, когда сможет.
В это время по делу зашла к свекрови соседка. Увидев в каком состоянии лежит бабушка, она сбегала домой и принесла драгоценный по тем временам гостинец-яблочную домашнюю пастилу, небольшой кусочек. Соседка залила кипятком пастилу, чтобы сделать морсик. Питье было горячим, и нужно было дождаться остывания. Соседка поставила кружку поближе к больной, пожелала здоровья и ушла, т. к дома ждали внуки. Бабушка с нетерпением ждала, когда остынет драгоценное питье.. В это время пришёл лекарь. Потрогал лоб, попросил показать язык.. И сказал: "Плохи твои дела, девка, не выдюжишь.. Эт чаво у тебя тут стоить?" Бабушка не успела и глазом моргнуть, как он выпил остывший морс, - Тебе все равно он не поможеть, - пробубнил хам и ушёл..
От отчаянья у бабушки хлынули слезы. Что будет с детьми?! И тут взгляд её упал на икону Богородицы. Больная взмолилась: "Матушка, заступница помоги, не дай осться детям без матери!..
В это время бабушкина мама на хуторе пила чай. Стол стоял у окна. Женщина, допив чай, уже было пошла к двери, чтобы уйти работать в хлев, но в этот момент в окно громко постучали, кто - то крикнул: "Ты, бабонька, чаи распиваешь, а в Городище твоя дочка Иленка помирает!"
Выглянула в окно-никого. Да и если бы кто-то на лошади подъехал, было бы слышно и стук копыт и скрип колёс, этого не было. Кто принёс весть? Ведь тогда эти тридцать километров, разделявшие мать и дочь, были очень большим расстоянием, ведь машин не было, либо пешком - часов пять, либо на лошади - часа полтора - два..
Перекрестившись, торопясь собрала, целебные травы и сушёные ягоды, и, оседлав коня, стремглав помчалась в Городище. К слову упомяну о том, что редкая казачка не была обучена конной езде, и до преклонного возраста многие женщины управлялись с лошадями не хуже мужчин.
Запыленная и разгоряченная мать вошла в горницу. Дочь лежала в жару, запекшиеся её губы алели на бледном лице: "Маманя! Ты как узнала?. Слезы опять хлынули ручьём из глаз измученной молодухи.
Мама бабушки организовала всех, и свекровь засуетилась, и золовки. Грели воду, обтирали больную самогоном, разбавленным тёплой водой, томили полынь в печке, готовили бульон из срочнозарубленной курицы. Мама достала привезенный гостинец-красные ягоды-сушеные шиповник, рябину малину. Поставили кипятить отвар из этих ягод в печи. Но больная не стала ждать, она взяла горсть ягод в руку, и стала выбирать малину и рябину и потихоньку жевать, а мама из ложки давала ей пить тёплую воду.. Потом уж и отвар из этих красных ягод подоспел, и наваристый бульон из курицы. Жар начал спадать. Больную переложили на кровать. Мама не отходила от дочери всю ночь. Так к утру и уснула сидя, облакотившись на стену рядом с постелью больной.
Проснулась она от того, что кто - то укрывает её тёплой шалью. А это больная поднялась, уже накормила детей хлебом с молоком и сама поела, и вот маманю пришла укрыть, в августе утра уже холодные..
В обед вся большая семья собралась за столом, ели курицу с бульоном и свежеиспеченным хлебом. А повеселевшая больная и её мама угощали всех отваром из красных ягод.
Долго ещё присутствующие ломали голову, кто же это матери сообщил, что дочь больна?...
А ещё все родные дедушки подумали, что вылечили его жену красные ягоды...