В последний день года, когда ночная тьма опускается на прибрежные поселения, они спускаются с гор и с ужасным рёвом врываются в дома местных жителей, ища и хватая людей.
Они — намахагэ или «обдиратели волдырей». Так в японской префектуре Акита называют чертей не чертей, богов не богов, а что-то вроде духов, приходящих наподобие европейского Крампуса, под Новый год. Только если сегодня Крампус, как правило, спутник Св. Николая, то намахагэ бродят сами по себе, хотя и не совсем по собственному почину.
С виду намахагэ очень страшны — большие и лохматые, с красными, чёрными или синими лицами, бешеными горящими глазами и огромными клыкастыми пастями. На макушке частенько растут рога — настоящие черти! Да и появляются они в сумерках, которые по традиции называют «часом встречи злых духов». И всё же намахагэ — благие существа. Они посланы с гор, как вестники богов, чтобы предупредить и наказать тех, кто был ленивым или злым в уходящем году. Как божественная кара, намахагэ вламываются в двери и пытаются схватить непослушных детей, лентяев или женщин, но если их умиротворить подношением и пообещать вести себя хорошо весь следующий год, то страшилища тихонько уйдут и заберут с собой все несчастья и неудачи, а всяких злых духов распугают далеко и надолго.
Считается, что поверье о намахагэ имеет две основы. Одна из них — древнейшие представления о богах или духах, которые приходят по земле или морем из иного мира, принося с собой благополучие или несчастья в зависимости от того, как их встретить. Таких сверхъестественных существ обычно называли марэбито (некто редкий) или токоё-ками (дух из страны вечной жизни), и многие традиционные фестивали в Японии, так радующие сегодня туристов, когда-то совершались в честь таких вот «пришлых» богов-духов. Им старались угодить как можно лучше, чтобы могущественное существо не обиделось и не наслало болезни или неурожай, грозивший голодной смертью.
Вторая основа намахагэ скорее бытовая, нежели религиозная. Большинство мест, где рассказывают об этих или похожих существах, расположены на морском побережье или недалеко от него. В глубине Японских островов про намахагэ не знают. Исследователи толкуют это так, что страшные и дикие фигуры духов-пришельцев — искажённые образы иноземцев с континента (может быть даже русских), случайно заброшенных на острова, например, штормом. Вид высоких, лохматых и бородатых чужаков в странной одежде наверняка должен был изрядно напугать местных поселян, а непонятная речь и странные повадки — уверить, что это какие-то демоны или духи, которых лучше поскорее задобрит
Самая известная легенда о намахагэ тоже связана с иностранцами. Якобы, давным-давно, на полуостров Ога прибыл из Китая ханьский император У-ди, известный своими поисками бессмертия и общением с духами. С собой У-ди привёз пятерых демонов устрашающего вида, которые устроили себе жилье на двух местных горах Хондзан и Синдзан. Однажды демоны спустились в деревню и потребовали у крестьян отдать им урожай с полей и всех девушек. Крестьяне пораскинули мозгами и решили заключить с демонами сделку. Они сказали, что если демоны за одну ночь, до первого крика петуха, построят к святилищу на вершине горы каменную лестницу в тысячу ступенек, то получат и урожай, и девушек. А нет — пусть уходят. Демоны согласились и принялись за работу так бодро, что стало ясно — работа будет закончена задолго до срока. Люди взволновались, но один ушлый японский мужичок подкрался к работающим демонам и, когда те несли камни для последней ступеньки, закричал что есть мочи «кукареку!» Демоны подумали, что это настоящий петух и очень разозлились. Говорят, один из них даже вырвал с корнем растущее рядом дерево и воткнул его верхушкой в землю. Но, несмотря на свой гнев, они честно выполнили обещание и куда-то пропали, ничего не забрав из деревни. И всё-таки нечистая совесть не давала людям покоя. Страшно обманывать сверхъестественных существ. Вдруг они узнают про обман и отомстят? Поэтому на всякий случай селяне построили на вершине горы ещё пять небольших святилищ (по одному на каждого демона) и таким образом назначили их духами-покровителями своей деревни.
Сегодня префектура Акита и город Ога (на одноименном полуострове) гордятся своими намахагэ. Им посвящён целый музей, который так и называется «Музей намахагэ». Там можно узнать об истории происхождения этих существ, посмотреть на традиционные костюмы намахагэ, почитать легенды. В городе Ога в районе Синдзан можно поприсутствовать на инсценировке традиционного обходного обряда намахагэ или побывать на фестивале Сэдо Намахагэ, который начинается с традиционных танцев, а заканчивается (уже в сумерках) шествием намахагэ с факелами, которые грозятся забрать с собой всех непослушных и ленивых детей. Естественно, родители говорят, что их дети трудолюбивы и послушны, но малыши часто пугаются свирепых бабаек с огнём. В других районах префектуры тоже не забывают про эту традицию. Обычно роль намахагэ исполняют крепкие молодые парни, которые, получив благословение в святилище, спускаются вниз с горы в костюмах намахагэ — жуткие маски, костюмы из рисовой соломы — и со страшными криками: «А кто тут ленится? Кто не слушается?» ходят по домам. Считается, что чем громче шумят намахагэ, тем дальше убегает от людей напуганное зло.
В 1978 году намахагэ и всё, что с ними связано, получило статус нематериального культурного наследия страны, а в 2018 году вошло в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. И хотя большая часть известности и славы досталась намахагэ из префектуры Акита, в других прибрежных префектурах (например, в Ниигата или Фукуи) тоже есть похожие духи, просто называются они по другому и обряды, связанные с ними, немного разные. Впрочем, это характерно для всех обходных обрядов Нового года, которые даже в пределах одной страны хотя и похожи в целом, но в чём-то да отличаются от местности к местности.
С Новым годом, будьте послушными и не ленитесь!
P. S. И всё-таки, почему намахагэ называют именно так, то есть «обдирателями волдырей»? Всё дело в том, что в старину, когда в ходу были очаги с открытым огнём, лентяи любили греться возле таких очагов, и на коже у них появлялись специфические разводы и коросты тепловой эритемы, которые в целом называли хидако (что-то типа «огненные мозоли») или по-местному — намоми. Эти хидако-намоми было принято соскабливать ножом. И, когда во время обходного обряда приходили намахагэ, раньше они кричали: «А вы уже счистили свои волдыри?!» («Намоми ко хагэтака ё!»), то есть не ленитесь ли вы, не засиделись ли у огонька? Вот из этой фразы «намоми хагэ» (очищать волдыри) и получилось со временем слово «Намахагэ». Верили, что тех, кто так и не почистился вовремя, намахагэ почистят сами своими большущими острыми ножами. И не будут слишком деликатничать. Сегодня намахагэ, порой, тоже носят с собой ножи, но уже не настоящие, а деревянные или из папье-маше. Однако чаще всего ножи уже заменяет книга, где записаны все грехи людей за год. Так что грамотность добралась даже до мира духов.