Найти тему
грыжа реальности

Нездоровая политика. Потребности, мотивы, цели

Оглавление

Статья выходит громоздкой, поэтому я решил разделить её на части:

Клиническая картина

Одна из главных болезней современной политики – как и в целом политики во все времена – это подмена ценностей. Что же это такое? Подмена ценностей – это слепота, это убедительная глупость, это абсолютизм, это превознесение пустой цели при полном непонимании или нежелании понимать потребности народа.

Сегодня политики очень часто игнорируют такую вещь как истинные потребности простого человека, общества. И ладно простые политики – власть кружит головы многим, и забыть о народе легко. Но такую же подмену ценностей можно увидеть во множестве идеологий (особенно часто в их радикальных трактовках), в популярных мнениях. Эта плесень покрыла даже в массовые движения, которые, казалось бы, отвечают потребностям народа больше, чем что-либо ещё.

Политические идеи либо не замечают того, что по-настоящему нужно людям, либо преподносятся так, будто они должны быть свободны от этого. Будто властители города, страны, а косвенно – и мира, на то и властители, чтобы требовать от людей, а не исполнять то, что требуют сами люди.

Политическая идея не подчиняется желаниям людей, а наоборот – пытается подчинить их.

Встречаются вопиющие случаи, когда политика откровенно отказывается ставить перед собой вопрос о потребностях большинства. Например, можно вспомнить вступление Российской Империи в Первую мировую войну или несвоевременную либерализацию цен в России начала 90-х годов.

После, мягко говоря, неудачной войны и кровавой революции Николай II решил, что самое время вооружить народ, который требует от власти изменений, и отправить его воевать ради интересов этой самой власти.
После, мягко говоря, неудачной войны и кровавой революции Николай II решил, что самое время вооружить народ, который требует от власти изменений, и отправить его воевать ради интересов этой самой власти.

Такими случаями кишит история любой страны. И вопиющими их делает именно народ. Большинство, которое всё равно такую политику поддерживает или попросту допускает и терпит.

Но что же делать? Как избежать такой слепоты, если не в политике родной страны и человечества, то хотя бы в собственный голове?

Танцы определений

Сначала стоит подробнее разобраться, что же такое подмена ценностей и как она выглядит.

Подменой ценностей можно назвать все, что мешает политике удовлетворять человеческие потребности самым полезным для общества способом. Например, подмену истинных человеческих мотивов (то есть того, что людям нужно для удовлетворения потребностей) частными, неполными или несоответствующими целями (то есть тем, что им только иногда помогает приблизиться к удовлетворению потребностей). То есть когда нам говорят, что нечто важно потому, что в определенной ситуации оно полезно, и из этого делают вывод, что это нечто первостепенно важно в любой ситуации, априори.

Например: электрический чайник нужен, потому что он помогает нам греть воду. Поэтому каждого человека нужно обеспечить электрочайником, даже туристов в тайге, где электричества нет в помине. И все это заявляет владелец завода по производству бытовой техники.

Звучит абсурдно. Потому что ситуация простая и наглядная. А ещё потому, что никому из нас с детства родители ежедневно не говорили, что электрочайник это святое, что это вещь для настоящего мужчины или что каждый достойный гражданин обязан всегда носить с собой электрочайник. Электрочайник это не часть нашего воспитания, культуры или морали. Но если политики начинают жонглировать такими вещами как долг перед родиной, духовные скрепы, традиции, семейные ценности, героизм, то ситуация становится куда запутанней.

Поэтому, чтобы четко отделять мотивы от целей, соотносить эти мотивы с потребностями и не допускать подмены ценностей, давайте сначала разберемся, что вообще это всё эти слова значат.

Потребности

Немного отвлечемся и – чтобы лучше разобраться в понятиях – обратимся к психологии.

У любого человека, который ещё не отошел в мир иной, существуют потребности. Искренне надеюсь, с этим никто не станет спорить. Потребности – это любые человеческие нужды и необходимости: как чисто биологические, врожденные (например, необходимость кушать или ходить в туалет), так и сугубо психологические, приобретенные (нехватка близости, общения, желание реализоваться как личности).

Врождённые потребности у людей обычно схожи (потребности в пище, воде, сне, безопасности), когда как приобретённые, социальные потребности у каждого человека свои (для кого-то регулярно ходить в театр это важная потребность, для кого-то – нет). Приобретенные потребности формируются в процессе взаимодействия человека и окружающей его культуры, которая проявляется в поведении других людей. У каждого это взаимодействие получается разным, у каждого свой жизненный опыт. Поэтому и потребности разные.

Тем не менее, не стоит забывать, что людская культура в своей основе похожа: почти везде родители ухаживают и воспитывают своих детей, помогают им удовлетворять их врожденные потребности (кормят грудью, защищают), почти везде детей отдают в школы или хотя бы учат самостоятельно; почти везде есть похожие законы или правила, как, например, запрет на убийства или воровство. Поэтому даже социальные потребности относительно схожи и их можно обобщить в различные основные группы (например, потребности в интимном общении, потребности в творчестве и т.д.). Важно лишь понимать, что эти группы потребностей можно назвать основными только для сегодняшнего дня и сегодняшней культуры. Изменится общество – изменятся и они.

Любая человеческая деятельность (сознательные целенаправленные поступки) направлена на удовлетворение какой-либо потребности (кто хочет почитать подробнее, может найти теорию деятельности Леонтьева-Рубинштейна). На самом деле это логично: деятельность требует энергии, времени, сил, поэтому если психика человека в порядке, она будет запускать деятельность и тратить человеческие ресурсы только тогда, когда такие затраты оправдаются (т.е. приведут к удовлетворению).

Когда человек удовлетворяет потребность он испытывает удовольствие, когда долгое время не удовлетворяет – страдание. Если немного углубиться в вопрос, то как раз-таки это удовольствие наравне с желанием избежать страдания будет единственной причиной возникновения деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. То есть ожидаемое повышение удовольствия (в том числе и уменьшение возможного страдания) является главной человеческой потребностью, ради которой уже удовлетворяются другие. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Но почему вообще мы начали говорить о потребностях и деятельности, когда говорили о политике? Всё просто.

Так как успешное удовлетворение человеческих потребностей (в первую очередь наиболее общей и широкой потребности, из которой вытекают все остальные – потребности в удовольствии) с одной стороны является необходимостью выживания, с другой – залогом человеческого благополучия и счастья, а с третьей – причиной любых его поступков, то мы можем его (успешное удовлетворение потребностей) назвать основной ценностью любого человеческого общества. Потому что это то, что людям нужно, чего люди хотят, и ради чего они делают всё в своей жизни.
В психологии понятие потребности напрямую рождает понятия смысла и ценности (об этом также модно почитать в теории деятельности, особенно – в работах Леонтьева).

Так мы с вами пришли к главной ценности человеческой жизни и, соответственно, главной ценности здоровой политики. Ей является успешное удовлетворение человеческих потребностей. Но этого понимания недостаточно чтобы отделить здоровый подход в политике от античеловечного. Дело в том, что политическая идея вполне может основываться на такой ценности, но быть совершенно нездоровой.

Представьте карикатурное общество потребления. Уверен там только и будут говорить, что об удовлетворении потребностей, но будут ли в таком обществе в нужной мере обращать внимание на потребности в любви или самосовершенствовании?

Поэтому, чтобы как зерна от плевел отделить здоровую политику от нездоровой, человечную идеологию от нечеловечной, а полезную мораль от гнилой, мы должны знать не только главную ценность – то есть успешное удовлетворение потребностей – но и то какими путями можно её сохранить и защитить. То есть то, чем можно эти потребности удовлетворить.

В психологии это называется предметом потребности.

Предмет потребности

В отличие от самих потребностей их предметы (то есть те вещи и явления, которыми можно эти потребности удовлетворить) у людей разнятся очень сильно.

Взять даже типичную для всех потребность – потребность в пище. Кто-то привык её удовлетворять борщом и домашней картошкой, кто-то – фастфудом, а кто-то вообще предпочитает червей и насекомых.

Это неудивительно – потребность хоть и врожденная, но учимся мы её удовлетворять уже при жизни. Конечно, тут играет роль и наследственность – люди не могут есть камни поэтому попытки питаться ими встречаются куда реже, чем попытки питаться борщом. Но все равно – выбор из того, что человек может есть, связан в первую очередь с его научением, нежели с генетикой. Ведь бывает, что несмышленый ребенок вполне способен попробовать съесть камешек или хотя бы собачий корм, когда для взрослого это выглядит дико.

Таким образом, когда у всех троих в мозгу закипает естественный для каждого человека, генетически обусловленный механизм (активируется центр голода, тормозиться центр насыщения), все трое думают совершенно о разных блюдах: кто о бургере, кто о червях. Ну и о борще, конечно!

Именно эти вещи (три предмета потребности: борщ, фастфуд и черви) будут определять их деятельность. Не потребность (хотя любая деятельность, как мы сказали, отвечает в итоге какой-либо потребности), а именно предмет. Почему так? Потому что сама по себе потребность это банальный сигнал о том, что чего-то не хватает. Её предмет – это ответ на вопрос, чего именно не хватает.

Не зная, что ему нужно никакого целенаправленного поведения, человек продемонстрировать не сможет (возможно начнется поисковая активность, человек будет «тыкаться вслепую», пока не найдет предмет своей потребности, т.ё. пока не опредметит её).

Тем не менее, не стоит забывать, что если нет потребности, то её предмета не будет и подавно.

Поэтому справедливо сказать, что для того, чтобы появилась деятельность нужна опредмеченная потребность (т.е. потребность, которую человек знает, чем удовлетворять).

Таким образом, те трое, о которых мы говорили, побегут за едой не просто потому, что они хотят есть, а потому что они хотят есть и знают, что именно они хотят есть.

И, соответственно, три человека с одной одинаковой врожденной потребностью (потребность в еде), с очень похожими физиологическими механизмами в мозгу (активация центра голода) будут делать совершенно разные вещи, чтобы эту потребность удовлетворить (так как у ним совершенно разные предметы потребности). Один пойдет варить борщ, другой пойдет в МакДональдс, а третий – в джунгли.

Мотив

Опредмеченную потребность называют мотивом . Некоторые психологи также называют мотивом и сам предмет потребности, используя эти понятия как синонимы.

Чтобы не было путаницы, разберемся. Как мы уже сказали мотив – это опредмеченная потребность. Таким образом он включает в себя и саму потребность и её предмет. Поэтому предмет потребности можно назвать мотивом, но не стоит забывать, что мотив это более широкое понятие. В общем, сказать, что предмет потребности это мотив, также справедливо, как сказать, что торчащий из воды перископ это подводная лодка.

Таким образом, вспомнив нашу формулировку « для того, чтобы появилась деятельность нужна опредмеченная потребность », мы можем её перефразировать в « для того, чтобы появилась деятельность нужен мотив ».

Также мотив включает себя понятие ценности , т.к. значимость, ценность любой вещи для человека определяется тем, насколько она человеку нужна. Т.е. насколько эта вещь позволяет удовлетворить потребности человека.

Это хорошо показывает парадокс ценности Адама Смита (про воду и алмазы в пустыне), советую его прогуглить. Хоть Смит и говорил больше о ценности как о рыночной стоимости, его рассуждения основаны именно на механизме человеческих потребностей.

Но даже когда человек понимает, что ему нужно для удовлетворения потребности (т.е. когда возникает мотив и вызывает собой деятельность), этого всё ещё недостаточно, чтобы полноценно удовлетворить потребность.

Во-первых предмет потребности (и, соответственно, мотив) может оказаться ошибочным и не удовлетворять потребность человека. Или удовлетворять одну потребность и усиливать другую. Например, человек привык утолять голод картошкой-фри или жирным мясом, а в итоге, со временем, это приводит к неудовлетворению другой его потребности – потребности быть или чувствовать себя здоровым. В таких случаях приходится выбирать, уточнять предметы и тем самым формировать новые мотивы.

А во-вторых, мало знать, чем можно удовлетворить потребность , нужно знать, как . И тут человеку необходимы цели .

Цель

Цели – это то, что позволяет человеку достичь его предмета потребности, реализовать свой мотив. Цель (в отличии от предмета потребности) потребность не удовлетворяет, и сама по себе бесполезна. Но правильно выстроенные друг за другом цели позволяют человеку достигнуть предмета потребности и, соответственно, эту потребность удовлетворить.

Например, человек, который хочет есть и знает, что он хочет есть, все равно сначала должен найти необходимую ему еду: купить её или приготовить, затем накрыть на стол, взять столовые приборы и только тогда – спокойно себе покушать.

Цели могут быть большими, значительными (попасть в магазин) или более узкими и частными (открыть дверь, спуститься по лестнице, повернуть налево, затем направо и.т.д.).
Цель отличается от мотива не тем, что она уже и конкретнее. Мотивы тоже могут быть узкие (например, мотивом может быть конкретная еда конкретной марки).
Цель отличается от мотива тем, что достижение цели не позволяет удовлетворить изначальную потребность, когда достижение мотива (если он выбран правильно) приводит к удовлетворению и этим завершает деятельность.

Если взять каждое действие в отдельности, то ни поход в магазин, ни ложка с вилкой никак не помогут человеку наесться. Но если выстроить все эти действия правильным образом, в нужной последовательности, то они позволяют человеку самым эффективным образом получить, то что он хочет (достигнуть мотива).

Но как же человеку найти в себе силы, чтобы двигаться к цели, когда она сама по себе бесполезна?

Слава богу, наша психика сформирована таким образом, что удовольствие, которое мы ожидаем от удовлетворения потребности (т.е. от достижения её предмета) будет распространяться и на саму цель, если мы понимаем, что она поможет нам удовлетворить потребность и получить это самое удовольствие.

Со временем, получаемое или ожидаемое длительное время удовольствие от мотива может плавно перетекать на саму цель и делать её самостоятельным мотивом (в психологии это называют "сдвигом мотива на цель").

В таком случае человек вообще может забыть, что эта цель ему была нужна только для удовлетворения соответствующей потребности и достижения соответствующего мотива. Теперь эта цель стала мотивом и сама создает потребность в самой себе.

Как же это выглядит? Например, можно представить подростка, который в результате полового созревания в полной мере начинает ощущать новую сильную потребность: сексуальную (также преломляясь через культуру нашей жизни она может перетекать в потребность в любовной близости, интимном общении; обычно присутствует всё сразу).

Наш герой – пускай он будет парень – ещё не научился её полноценно удовлетворять. Допустим он натурал, и он понимает, что для удовлетворения этой потребности ему нужны отношения с девушкой (если сексуальная потребность принципиально этого не требует, то потребность в интимной близости – однозначно). Соответственно, это становится его мотивом.

Но общение с противоположным полом не складывается, и наш герой судорожно ищет те цели, которые могут помочь ему решить эту проблему. Он банально не знает как завести отношения.

И, допустим, в какой-то момент он видит, что девушка, которая ему нравится, охотно общается с парнем на дорогой машине. На самом деле она общается с ним не из-за этой машины, а из-за того, что он уверен в себе, открыт и весел. Он крутой и с ним круто.

Но наш несчастный герой, наблюдая со стороны, делает ошибочный вывод, что именно машина помогает этому парню быть успешным у девушек. И он ставит перед собой цель – единственную, которую он смог найти, потому что у него было мало опыта – купить дорогую машину.

Если человек гармонично развит и устойчив к стрессу, то он через какое-то время понаблюдает ещё, за другими девушками и поймет, что есть способы проще. Но нередко люди зацикливаются.

Допустим, это произошло и с нашим героем: много переживаний в школе, непонимание дома, с которым очень часто сталкивается подросток, слабая нервная система и тревожный характер – все это помешало ему в какой-то момент сесть и попросту подумать о том, действительно ли без машины человек не может найти девушку.

И – если совсем утрировать пример – всю свою жизнь этот парень тратит на заработок. В итоге, через много лет, уже забыв почему он так хотел дорогую машину, он покупает её и не чувствует никакого удовольствия, только пустоту и безнадежность. Ведь истинный мотив, который мог принести ему удовольствие, не достигнут. А неадекватная цель, которая по ошибке стала мотивом, не в состоянии это удовольствие подарить.

Продолжение