Найти тему

Корветы 20380 - бесполезные корабли?

Оглавление

В декабре 2020 с корветами 20380/85 связано сразу несколько информационных событий: приём в состав Алдара Цыденжапова и Гремящего (оба с новым РЛК Заслон) и заказ на АСЗ 2х кораблей 20380 и 4х 20385.

Попробуем рассмотреть эти истории более подробно.

1. Хотя оба корвета приняты в состав флота, но сам комплекс Заслон на вооружение ещё не принят. Можно сказать, что на кораблях комплекс прошёл только первый этап испытаний, но при этом до этого он проходил испытания на полигоне в Ладожском озере. По факту Заслон будет доводиться уже на строевых кораблях.

2. Обращает внимание, что флот заказывает корабли двух подтипов (20380 и 20385), и это тоже нужно как-то объяснить.

Начнём с предназначения корветов

И формулируется оно так: корабли ближней морской зоны, способные периодически действовать в дальней. Т.е. позиционируется корабль как некое универсальное средство, способное решать широкий круг задач.

Однако если присмотреться к характеристикам корветов, то становится ясным, что в ДМЗ корветы первой серийной модификации (20380) в чистую проигрывают фрегатам 22350. И пока фрегатов не было в строю, способность корветов действовать хоть как то в ДМЗ была кстати. Но при наличии фрегатов, корветы должны получить несколько иное предназначение.

И действительно в последнее время к целям корветов всё более относят охрану границ и несение патрульной службы.

Если попробовать представить, как в принципе будет действовать флот в условиях глобального конфликта, то надводные корабли вообще окажутся ни при делах (всё сведётся к обмену ракетными ударами в том числе с тех АПЛ стратегического назначения, которые уже будут на позициях). Хочется надеяться, до этого ситуация не скатится.

Но при этом экономическая война де факто уже ведётся, а её интенсивность может только усилится. Дойти в том числе может до захвата и ареста судов, находящихся вне территориальных вод (торговцы, рыболовы), а также диверсии на морских трубопроводах.

И вот тут корветы могут оказаться кстати на всех театрах. Причём в этой роли вполне подходят корветы 20380. Для защиты гражданских судов им вполне хватит и скорости, и вооружения.

Фрегатам же 22350 достанется роль участие/предотвращение локальных конфликтов, а также обеспечение развёртывания АПЛ.

Однако флот продолжает заказывать и корветы 20385, которые как по характеристикам, так и по стоимости начинают приближаться к фрегатам, при этом всё равно уступая им в характеристиках.

По факту кроме универсального ударного комплекса (Калибр), корветы должны получить работоспособное ПВО и обрести большую скорость.

Что касается ПВО, то Редут с Фуркэ на 20380 оказался не тем средством, который устроил бы военных. Этим и вызвано решение ставить Заслон. Информация, понятное дело закрытая. И хотя, судя по косвенным признакам, часть проблем удалось вылечить, остаются проблемы с количеством одновременно сопровождаемых целей (назовём это так).

Заслон призван эти проблемы решить. И испытания Гремящего, где сначала отработал ЗРК, а потом пушка (правда по имитированной цели) как бы намекают на возможность оного.

-2

Следующей задачей станет увеличить скорость. Здесь может помочь установка нового дизеля Д500, разрабатываемого Коломенским заводом) или даже ГТУ, как это предполагается на 20386.

Но это всё дополнительные ОКР и испытания. А флот пополнять надо. Этим, по всей видимости, и вызван заказ на 20380, который является уже отработанным.

Впрочем, после доводки корветов 20385/86 они начнут конкурировать с 22350. Но тогда, судя по всему, начнут заказывать увеличенный 22350М.

Теперь по заказам

Если заказ на Амурском судостроительном заводе не вызывает вопросов в плане загрузки предприятия, то контракт с Северной верфью, заключенный на армии 2020 вызывает недоумение: где там это всё строить, учитывая заказы на гражданские суда и фрегаты?

Предприятию даже приходится временно спускать недостроенные корпуса корветов (Строгий), дабы освободить место для строительства траулеров. И хотя на Северной верфи ведётся строительство нового эллинга, но ранее 2022 года он вряд ли будет закончен.

Резюме

Заказы на 20380 можно объяснить тем, что с одной стороны они вполне отработаны, а с другой подходят для несения патрульной службы.

Однако остаётся вопрос, а какими средствами будет защищаться береговая инфраструктура, в том числе базы? Понятно, что есть береговые ЗРК и ПКР, а также авиация, но эффективней этот вопрос решается при комплексном подходе.

Второй вопрос, а что будет строиться на речных верфях после завершения серий МРК Буян-М и Каракурт, а также патрульников 22160? Концептуально напрашивается корвет ОВР примерно на 1500 тонн, без палубного вертолёта и только с ЗРК самообороны.

Речные верфи всё равно нужно чем-то занять, но водоизмещение кораблей там ограничено. Ну а корветы ОВР в любом случае представляются необходимыми для устойчивости флота. Тут возможны разные варианты. Впрочем, это уже совсем другая история.

Читайте также:

Новая концепция российского флота. Какие нужны корабли

Строим флот. Реальные проекты кораблей на базе имеющегося вооружения

Крейсерская война или эскадренный бой? Корабли для Тихого океана в Русско-Японской войне

Флот 3-го рейха. Построили не то, что надо?